Андрей Колесов

 

Осенью 1997 г. IDC по заказу корпорации Oracle исследовала российский рынок обучения информационным технологиям. Поскольку полный отчет об исследовании, подготовленный в феврале нынешнего года, не доступен для открытой публикации, приходится ориентироваться на материалы, специально подготовленные для прессы.

IDC получила данные из тридцати крупных организаций (в том числе иностранных), работающих на российском рынке, а также проинтервьюировала сотрудников ведущих учебных центров. В результате опроса был сделан вывод о том, что объем услуг обучения ИТ составил в 1997 г. 32 млн. долл., что равно одному проценту от общего российского рынка информационных технологий. Оценка всего компьютерного рынка в 3,2 млрд. долл. сама по себе представляет интерес. Однако не раскрыто само понятие рынка и его структур. Включает ли он только объем продаж продуктов и услуг ИТ пользователям или также учитывает затраты на внутрифирменные разработки и усилия по сопровождению?

Хотя эксперты IDC предсказывают существенное расширение рынка обучения в будущем, они в то же время констатируют, что сегодня он относительно невелик по сравнению с подобными рынками других развитых стран. (В материалах не приводится никаких показателей, характеризующих зарубежный рынок обучения.) В 1997 г. в российских компаниях на одного служащего приходилось 4,6 учебного дня в год, что в 9 раз меньше по сравнению с аналогичными показателями в иностранных фирмах, работающих в России.

Активнее других используют курсы по обучению ИТ-технологиям предприятия, работающие в наиболее конкурентноспособных областях: операторы сотовых телефонных сетей, телекоммуникационные фирмы, инвестиционные банки и транснациональные корпорации. Объем затрат на обучение на этих предприятиях в 2 - 10 раз превышает средний показатель, полученный в исследовании.

Однако даже в крупных компаниях обучение персонала зачастую не строится на плановой основе. Так, из тридцати исследованных фирм лишь восемь имеют целевые финансовые ресурсы, предназначенные для обучения информационным технологиям. В остальных случаях решение о выделении средств принимается каждый раз индивидуально руководством фирмы.

Вложение средств в развитие и освоение информационных технологий часто воспринимается как единовременное инвестирование без каких-либо последующих затрат.

Нежелание руководства предприятия вкладывать средства в обучение мотивируется так: “Нет смысла платить деньги за обучение сотрудников, которые тут же уйдут из фирмы в поисках более высокой зарплаты”. Любопытны и другие мотивы, выявленные экспертами IDC: “Мы не хотим тратить деньги для получения красивых аттестатов”, “На то он и специалист, чтобы знать свой предмет и повышать свою квалификацию самостоятельно” и пр.

Неготовность клиентов платить деньги за обучение вызвана и тем, что в России сектор подготовки ИТ-специалистов находится в зачаточном состоянии (в отличие от США и Западной Европы, где он выделился в самостоятельную отрасль компьютерной индустрии). Эксперты IDC определяют число соответствующих учебных центров в нашей стране как “незначительное”. Вместе с тем отмечается, что изучение современного ПО входит в основную часть общеобразовательных курсов в высшей и средней школе России.

В то же время прошедший год был ознаменован ростом коммерческого обучения информационным технологиям. При этом подавляющее большинство опрошенных в ходе исследования компаний отметило высокий уровень преподавания. Оценки этого уровня по пятибальной шкале распределились следующим образом: 5  -  34%, 4  -  44%, 3  -  14%, 2  -  3%, 1  -  0%.

По данным IDC, многие российские интеграторы заметно увеличили инвестиции в сферу подготовки ИТ-специалистов компаний-пользователей. Однако курсы для пользователей пока еще только набирают популярность, а специализированных курсов, в том числе концептуального характера, в России нет. Многие российские фирмы тратят большие средства, посылая свой персонал на стажировку или обучение за границу.

В целом результаты исследования IDC вряд ли содержат принципиально новую информацию о состоянии отечественного рынка обучения. Конечно же, для объективной оценки ситуации крайне желательно иметь данные о динамике ее развития, а также результаты детального сравнения российского и зарубежного рынков обучения. Факт такого исследования отражает повышение веса сектора обучения в российском компьютерном бизнесе и свидетельствует о росте интереса к нему со стороны крупных компьютерных компаний.              

Версия для печати