Елена Монахова

 

Тендерная комиссия, как уже упоминалось, была сформирована из руководителей центров компьютерных технологий преимущественно тех предприятий, на которых потребность в пакетах САПР максимальная. Первоначальное удивление таким подходом (выдернуть практически на два месяца высококвалифицированных специалистов из производственного процесса  -  это ведь какие убытки!) было отчасти развеяно беседой с членами тендерной комиссии. Оказалось, они возражали против проведения конкурсного отбора сторонней организацией, поскольку решили выжать из этого мероприятия все: от снижения цен на рабочие места до результатов проектирования сложных моделей турбинных лопаток, которые потом можно было бы использовать в реальных проектах.

PC Week: Как разворачивались события, связанные с тендером?

Андрей Леденев (директор центра компьютерных технологий Завода турбинных лопаток): Тендер проводился энергомашиностроительной корпорацией, мы о нем впервые узнали в середине декабря 1997 г. В конце декабря на Подольском заводе состоялась встреча директоров компьютерных центров всех предприятий корпорации и были сформулированы основные требования.

PC Week: Как формировались условия тендера  -  откуда цифра 600?

А. Л.: Многие предприятия энергомашиностроения по сей день имеют огромные конструкторские коллективы. Например на ЛМЗ  -  они авторы турбин  -  около 1000 конструкторов, в Екатеринбурге  -  800. У нас на заводе  -  много технологов, конструкторов по оснастке. На “Электросиле”  -  более 300 конструкторов, 150 технологов по оснастке (на этом предприятии должно быть установлено 154 рабочих места САПР).

Высокоточный комплекс, включающий швейцарский станок с ЧПУ

После того как мы прикинули количество выпускаемых изделий и объем конструкторской документации для них, и была названа эта цифра  -  минимум 600 рабочих мест. А вообще-то нужно 800 мест. Выделяется на все это около 30 млн. долл.

PC Week: Смогут ли ваши специалисты сразу сесть и работать на этих рабочих местах?

Владимир Герасимов (“Электросила”): У нас организовано опережающее обучение. Мы подготовили полигон из 15 рабочих мест (HP-станции с пакетом Unigraphics) и в марте преподаватели из Unigraphics Solutions займутся с нашими конструкторами трехмерным моделированием. Это вводный курс, рассчитанный на 5 дней. 310 конструкторов должны его пройти к 1 мая.

Затем закончится тендер, станет понятно, какой продукт будет закуплен, и тогда начнется обучение уже по нему. С 1 июня обученные конструкторы должны приступить к работе над новым проектом на новом оборудовании. Так что отступать нам некуда.

Кстати, тендер  -  это своего рода испытание нашего грядущего проекта, потому и задания для него были сформулированы соответствующим образом. Тестовая задача, составленная специалистами ЗТЛ,  -  очень объемная, и ее выполнение, думаю, сразу окупит затраты на тендер раз в десять.

Вообще мы преследовали несколько целей: в Белгороде  - проектирование сборки огромного котла из нескольких тысяч деталей, на ЗТЛ  - проектирование одной детали, но очень сложной. А на ЛМЗ будут продемонстрированы все возможности системы, т. е. то, что команды не успели показать на предыдущих этапах.

Мы используем тендер еще и для обучения сотрудников  -  они смотрят, как работают специалисты, что можно выжать из предложенных пакетов. Это тоже полезно.

PC Week: Чего вы ожидаете от внедрения современных средств проектирования  -  уменьшения сроков, снижения трудоемкости, сокращения штаба сотрудников?

В. Г.: Новые технологии позволят снизить трудоемкость и материалоемкость наших изделий. Мы рассчитываем, что срок окупаемости этих рабочих мест будет 3 - 4 года. Мы пытаемся, опираясь на западный опыт, прикинуть экономическую эффективность средств ИТ, ориентируясь на данные по производительности участвующих в тендере пакетов. Раньше подготовка технической и конструкторской документации на изделие занимала примерно год-полтора, с использованием пакетов САПР  -  несколько дней. Это весьма существенная экономия времени.

У нас уже прошли сокращения, но не в связи с внедрением САПР. Мы стараемся привлечь новые кадры, молодежь. А то у нас конструкторы в основном пенсионного возраста.

Результаты

Серьезность целей тендера предопределила изощренную сложность его заданий: на первом этапе в Белгороде на заводе “Белэнергомаш” (две недели) было 19 заданий, среди которых построение трехмерной твердотельной модели парового котла, механообработка на станке с ЧПУ, разработка операционно-маршрутных технологий и др., на втором  -  на Заводе турбинных лопаток в Санкт-Петербурге (одна неделя)  -  пять заданий, включая проектирование трехмерной модели сложной лопатки с внутренней полостью охлаждения и пресс-формы для нее, сложная пятиосевая обработка пера и замка лопатки и др.

Команды-участницы из IBM и Unigraphics Solutions соревновались в одном помещении (пакет CATIA, установленный на рабочей станции IBM, и пакет Unigraphics  -  на станции HP), причем рабочий день был строго нормирован и с собой ничего (ни дискет, ни чертежей и пр.) выносить было нельзя.

Результаты этапов: в Белгороде команда IBM выполнила задания на 68%, Unigraphics  -  93%; в С.-Петербурге  -  IBM  -  на 81,98%, Unigraphics  -  на 96,34%.

Понятно, что эти цифры, скорее свидетельствуют о профессионализме участников, а не о разных возможностях пакетов. Тем не менее, как справедливо отмечали наблюдатели с заводов, “важно, чтобы поддержку, обучение и консультирование в дальнейшем осуществляла наиболее сильная команда”. Определение профессионализма специалистов фирм тоже входило в задачи тендера.

Окончательное решение о закупке ПО и оборудования будет принято руководством ЭМК в первой декаде апреля.

Всем ли будет хорошо?

Оказывается, нет. Расстроены результатами тендера в случае победы Unigraphics Solutions будут, например, конструкторы Белэнергомаша. На заводе два года назад были установлены совсем недешевые САПР CATIA (около 10 рабочих мест), и сейчас этот инструмент как раз достаточно глубоко освоен. Теперь же придется все менять на другой софт и переучивать специалистов. На мой вопрос, а нельзя ли оставить и то и другое, сотрудники завода покачали головой, мол, не потянем, дорого (платить-то придется вдвойне за обновления и за поддержку).

Специалисты Unigraphics Solution сдают задания высокой комиссии

Как сложится ситуация с поддержкой продуктов Unigraphics и одновременным обучением большого числа конструкторов, сказать трудно, ведь в офисе Unigraphics Solutions сегодня всего 10 штатных сотрудников (даже с учетом 5 дистрибьюторов в России наберется максимум 50 специалистов, способных обучать этому продукту). К тому же, по имеющейся в России статистике, если в результате тендера цены на продукты опускаются “по самое некуда”, то и рассчитывать на бесплатное или льготное обслуживание не приходится, клиента вынуждают платить за все услуги по полной программе. Будем надеяться, что Энергомашиностроительной корпорации повезет и все закончится благополучно. Во всяком случае, нас обещали информировать о том, как пойдут дела дальше.    

Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 12/98, с. 16.