Андрей Колесов
В конце марта прошла вторая, ставшая теперь ежегодной, всероссийская конференция “Геоинформатика и образование”, в которой приняло участие более 100 представителей различных организаций. Ее организаторами являются ГИС-ассоциация, Министерство общего и профессионального образования и Российская академия образования, а также ряд отечественных и зарубежных спонсоров, в том числе Sun Microsystems. Конференция проводилась в течение двух дней: в первый день проходили пленарные заседания, во второй - работа по секциям в два потока. Всего было представлено более шестидесяти докладов. Параллельно работала небольшая выставка, демонстрирующая продукты и технологии геоинформационных систем (ГИС).
ГИС-технологии и подготовка кадров
За довольно обобщенной формулировкой темы конференции скрывается широкий круг весьма актуальных проблем. Несмотря на то, что ГИС- технологии завоевывают в нашей стране все большую популярность и официальное признание, общую ситуацию с их применением нельзя назвать благополучной. Если еще три-четыре года назад считалось, что основным тормозом распространения методов компьютерной геоинформатики в стране является недоступность (чаще всего по финансовым причинам) аппаратно-технических средств, то сейчас очевидно, что главной проблемой становится отсутствие квалифицированных кадров, которые могут эффективно использовать новые технологии.
Здесь хотелось бы обратить внимание на довольно принципиальное различие двух вроде бы близких (и действительно часто пересекающихся) технологий - САПР и ГИС. Последняя имеет дело с исследованиями, связанными в основном с природными явлениями и процессами, которые плохо поддаются формализации. А значит, при использовании ГИС существенно возрастает роль субъективного фактора, т.е. качество результатов в решающей мере зависит от опыта и квалификации исследователя.
В значительной степени именно этим объясняется то, что средний возраст “ученой зрелости” в области наук о Земле всегда выше, чем, например, в точных и естественных науках. И этот возрастной фактор, в свою очередь, существенно влияет на темпы внедрения компьютерных технологий, резко ломающих многие традиционные представления о методах исследований. Не менее важно и то, что эффективность использования ГИС-технологий на отдельном предприятии в значительной степени зависит от общего уровня их применения в стране. Речь идет в первую очередь о создании цифровых карт - географических, геологических и пр., являющемся во всем мире прерогативой государства. (Здесь существует немало не только технических, но и правовых проблем, и решаться они должны на государственном уровне.)
По своей сути ГИС-технологии являются весьма универсальным средством познания и восприятия окружающего мира. Именно поэтому они представляют интерес не только для узких специалистов - новые методы пространственно-временного представления информации начинают внедряться в самые разнообразные области (географию, историю, экономику, экологию, социологию и пр.), многие из которых относятся к базовым предметам общего образования современного человека.
О ГИС-ассоциации - особое слово
Российская ГИС-ассоциация (Ассоциация содействия рынку геоинформационных технологий и услуг России) занимает уникальное положение в отечественной индустрии информационных технологий, и поэтому ее деятельность представляет интерес. Во-первых, это одна из немногих в компьютерной области реально работающая общественная организация (по стажу, объему работы - безусловно первая, официально зарегистрированная ровно три года назад): она проводит выставки, конференции, семинары, издает собственные журналы, бюллетени и книги, выступает с инициативными проектами и пр.
Во-вторых, это, кажется, единственная ассоциация, отражающая интересы всей вертикали данной предметной области: ее членами являются и поставщики решений, и пользователи, и представители государственных органов, формирующих правовую основу в данной сфере. Причем из 465 сегодняшних членов ассоциации 7580% может быть отнесено к “чистым” пользователям (некоторые из них представляют собой поставщиков и пользователей в одном лице), т. е. ведущая роль в ее работе принадлежит потребителям.
Если не считать ГИС-ассоциации, то некоторые признаки самоорганизации компьютерной отрасли страны можно наблюдать только на уровне бизнес-сообщества - тех, кто так или иначе зарабатывает деньги продажей компьютерных технологий. Характерно, что в последнее время стали появляться объединения фирм-поставщиков, работающих в сфере телекоммуникаций, развитие которых немыслимо без решения внутренних технологических и внешних правовых проблем. Что же касается проблем образования, то дальше коммерческих учебных центров интересы российского компьютерного бизнеса пока не распространяются.
Не менее важно, что с самого начала деятельности ГИС-ассоциации тема “образование” лежала в сфере ее интересов (до проведения специальных конференций это направление было представлено в отдельной секции на ежегодных форумах ГИС). Здесь хотелось бы отметить, что представители наших коммерческих фирм все проблемы системы образования сегодня сводят к отсутствию денег. Однако такой подход представляется принципиально неверным: если не понимать всего значения информационных технологий, то пусть на них и появятся деньги, они все равно будут израсходованы на другие цели.
Именно поэтому ГИС-ассоциация изначально стала изыскивать реальные возможности изменения ситуации в сфере образования - а для этого исследовать суть проблем образования, просвещения, обобщать опыт и пр. Результатом этой работы явилось создание в 1997 г. в рамках ассоциации специального Комитета по образованию (c отдельным членством, финансированием и пр.).
Возможно, самым интересным здесь является единодушное мнение участников данного проекта, выраженное еще на этапе его предварительного обсуждения, по поводу статуса коммерческих фирм, вошедших в комитет. Приведу некоторые высказывания сотрудников именно этих компаний. С.Чеботарев (Intergragh): “Я считаю, что влияние, которое будут иметь в комитете ESRI, Intergraph и Sun, должно быть уменьшено. Нельзя допустить, чтобы мы навязывали вузам свою волю”. Ю.Королев (СП “Дата+”): “На деятельность комитета должны оказывать влияние все уважаемые в области образования люди, а не коммерческие фирмы, которые могут внести искажения в создаваемые программы и учебники”.
На самом деле в таком подходе к проблеме нет ничего удивительного. В развитых государствах органы власти озабочены в первую очередь не поддержкой системы образования со стороны бизнеса, а обеспечением ее независимости (методической, технологической и пр.) от конкретных коммерческих компаний.
Геоинформатика и образование
Проблематика означенной темы фактически сводится к двум взаимосвязанным вопросам: использование ГИС в образовании и подготовка ГИС-специалистов. Кратко характеризуя ситуацию, можно констатировать, что в обоих направлениях она не соответствует современным требованиям. Это заметно даже на фоне общих проблем образования в нашей стране, что в значительной степени объясняется совпадением по времени появления ГИС-технологий с коренными преобразованиями общества. Как это ни печально, но ГИС-образование фактически держится на энтузиазме отдельных преподавателей при весьма редкой поддержке со стороны руководства вузов (о министерстве образования и его отделах нет и речи).
В одном из докладов приводились такие данные. В России число учебных программ в вузах, способных дать квалифицированное ГИС-образование, исчисляется единицами, в то время как в США ведется более пятисот подобных курсов, а в Канаде и Англии - свыше 70 и свыше 50 соответственно. Впрочем, это отражает общее состояние геоинформатики в нашей стране, которое можно охарактеризовать как переход от “пионерского” этапа к “государственному”, тогда как ведущие страны, пройдя еще и “коммерческий”, с начала 90-х годов находятся в “пользовательском”.
Тем не менее следует отметить, что ситуация с преподаванием ГИС-технологий меняется, и это хорошо заметно хотя бы по тому, насколько нынешняя конференция отличается от прошлогодней. В частности, если год назад основная тема обсуждений сводилась к обоснованию актуальности постановки задачи, то сегодня абсолютное большинство докладов было посвящено конкретному опыту ее реализации. Организаторы и участники конференции, в свою очередь, с удовлетворением отмечали, что возрос уровень понимания подобных вопросов среди лиц, принимающих решения (министерство, местные власти, руководство вузов). При этом еще раньше было отмечено, что наилучшие условия для эффективного использования ГИС-технологий в образовании имеются там, где налажено наиболее разумное сотрудничество между вузами, органами власти, ведомствами и коммерческими фирмами (в первую очередь тут можно назвать петербургский, петрозаводский и саратовский университеты).
Отрадно и то, что за год не только увеличилось число участников (от одной до полутора сотен), но и расширилась их география: в прошлом году были представлены пять городов России, а сейчас - свыше двадцати (от Калининграда до Владивостока). Интересно, что подавляющее число докладов на конференции было посвящено не презентациям инструментальных средств ГИС (как это можно наблюдать, например, на конференциях по документообороту), а обсуждению методических вопросов и примеров конкретной реализации систем в сфере образования.
Четко обозначился и сдвиг в направлении “ГИС в школьном образовании”. Разумеется, говорить о широком использовании геоинформатики в школе еще рано (хотя такие примеры есть, и не только в Москве, а, например, в Вятке). Но важен сам факт появления методик и программных продуктов, ориентированных именно на среднюю школу. В качестве примеров можно привести компакт-диски “Население и хозяйство России” по московскому и нижегородскому регионам, использование ГИС в проекте создания корпоративной сети общеобразовательных учреждений Красноярска и т. д. При этом, конечно, главной задачей сегодняшнего дня для школы является повышение квалификации учителей в области геоинформатики.
Общее впечатление от участия в конференции “Геоинформатика и образование” можно сформулировать так: лед тронулся...
Телефон ГИС-ассоциации: (095) 135-7686.