Владимир Максимов

 

Долгое время системы автоматизированного проектирования не позволяли провести весь цикл работ в единой технологической среде. С появлением новых программных продуктов Autodesk  -  Softdesk возникла возможность в рамках единой технологической линии выполнить не только сквозное проектирование, но и последующую автоматизацию эксплуатации построенных объектов. При этом на этапе проектирования большую роль играет пакет AutoCAD MAP, традиционно позиционируемый как ГИС-продукт.

Силами сотрудников “ИнфАрС” и РАО “ВСМ” недавно был разработан в электронном виде эскизный проект 20-километрового участка подъездной дороги первой категории, а также подготовлены презентационные материалы (чертежи, плакаты, компьютерный фильм).

Исходными материалами послужили данные топосъемки (20 планшетов масштаба 1:2000) и проекты, предоставленные корпорацией “Трансстрой”. Работа велась на основе поставляемого фирмой “ИнфАрС” аппаратного и программного обеспечения (три графические станции PentiumPro266/128/Elsa Gloria и Pentium200/64/Matrox Millennium фирмы “Клондайк”, широкоформатный сканер CONTEX FSS 4300, плоттер CALCOMP TechJet 5524 color, пакеты программ AutoCAD MAP R2, 3D Studio VIZ и технологические линии Softdesk Civil/Survey Complete, Building Services Suite, CAD Overlay). Благодаря AutoCAD MAP можно было не только вести согласованную базу проекта, но и решать частные задачи, например, задавать полосу благоустройства территории вдоль дороги, отсекая лишний отсканированный материал. Встроенный в MAP пакет AutoCAD R14 оказался эффективной по скорости и возможностям платформой для работы приложений Softdesk.

Нелишне отметить, что проведенные работы потребовали всего 5 человеко-месяцев труда высококвалифицированного персонала.

Последовательность работ была следующей:

- сканирование топосъемки и прочих бумажных материалов;

- “склеивание” растровых файлов. Модуль Cad Overlay, использовавшийся на этом этапе, позволяет “сшивать” растровые подложки, представленные в различных графических форматах, редактировать растр (в том числе устранять деформации по краям листа), векторизовать отсканированный материал методом трассировки;

- оцифровка местности. В данном случае в модуле DTM произведена векторизация горизонталей с назначением высоты. В технологической линии Softdesk в модуле Survey возможен ввод новой съемки. При этом также решаются расчетные геодезические задачи;

- построение трехмерной поверхности. Построение и расчет триангуляции производится в модуле DTM. В этом модуле автоматически строятся горизонтали, производится их сглаживание;

- проектирование дороги. В модуле Advans Design реализуются функции проектирования дороги. Программа автоматически производит построение продольного профиля по любой оси, при этом возможна корректировка на любом этапе. Программа позволяет вписывать горизонтальные и вертикальные кривые. После принятия нужных проектных решений производится построение трехмерной модели дороги с отрисовкой горизонталей. Возможна корректировка и вариантная проработка;

- строительное проектирование. Проект предусматривал наличие реальных сооружений вдоль трассы, которые были запроектированы с использованием модуля AutoArchitect. Используя другие модули Softdesk, можно спроектировать и привязать к цифровой модели местности инженерные коммуникации;

- ландшафтное проектирование. Модуль Landscape позволяет “посадить” сооружения придорожных населенных пунктов и постов ГАИ, отрисовать дорожки, спортивные площадки и автостоянки, выбрать из базы и включить в проект зеленые насаждения нужного ассортимента;

- разработка презентационных материалов (что особенно важно при проведении конкурсов и участии в тендерах). Использование 3D Studio VIZ позволило создать полноценную компьютерную презентацию (проезд и облет будущей трассы).

За рамками описания выполненной работы остались многие дополнительные возможности программного комплекса Softdesk  -  средств рабочего строительного проектирования по всем разделам проекта, в том числе подключения внешних модулей для решения расчетных конструкторских (SCAD), сантехнических (АРС), электротехнических (ЭЛСО) задач и не упомянутых гидрологических модулей.

Задача по разработке геоинформационной системы не была полностью сформулирована. Но очевидно, что изначальное выполнение проекта в ГИС-среде, которой является AutoCAD MAP, позволяет плавно переходить и к процедуре управления объектом, в том числе системой эксплуатации электроосвещения и сигнализации вдоль трассы, системой контроля расстановки и состояния дорожных знаков (которые также были внесены на этапе проектирования), позволяет решать проблемы землепользования в полосе прилегания к трассе.

Остается добавить, что технологическая линия Softdesk не только отличается комплексным подходом и высоким качеством проектирования, не только допускает настройку на российские стандарты, но после ее приобретения Autodesk’ом, видимо, и локализоваться будет так же быстро, как AutoCAD. По крайней мере первое утверждение можно проверить на Комтеке, где на стендах Autodesk и “ИнфАрС” (павильон № 5) будут демонстрироваться программные средства и необходимая техника по всем разделам строительного проектирования.

С автором можно связаться по телефону: (095) 482-4492.

Версия для печати