Татьяна Богатова

 

Топливно-энергетический комплекс в целом и нефтяная отрасль в частности являют собой объекты особой притягательности для компаний, занимающихся автоматизацией предприятий. Однако помимо масштабности и прибыльности такие проекты таят в себе немало проблем, присущих не столько крупным проектам вообще, сколько конкретно данным отраслям. Тем не менее примеры автоматизации таких предприятий уже есть, и на них можно увидеть как сами эти проблемы, так и варианты их решений. Именно об этом на пресс-конференции корпорации “Парус” рассказывали представители предприятий топливно-энергетического комплекса и сотрудники фирмы (см. PC Week/RE, № 14/98, c. 73).    

 

Проблемы компаний нефтяного комплекса

Строго говоря, все проблемы можно разбить на три группы:

- общие для всех предприятий нефтегазового комплекса (НГК);

- характерные для территориально распределенных структур;

- связанные с производственной спецификой предприятий.

К общим проблемам следует отнести в первую очередь ведение бухгалтерского учета по единой методологии. Ввиду сложности структуры предприятий НГК в разных подразделениях холдинга учет ведется по-разному. Нагляднее всего это проявляется в отсутствии единства нормативно-справочной информации: коды (или краткие наименования) материалов, контрагентов и других данных в каждом подразделении, как правило, свои, и для формирования консолидированной отчетности эту проблему нужно преодолеть  -  унифицировать методологию учета. Это мероприятие чисто организационное, но для автоматизации предприятия провести его надо обязательно.

Проблема территориально распределенных структур заключается в том, что участки обработки информации разбросаны по разным территориям. Она обычно решается оптимизацией структуры (частично) и налаживанием каналов связи для обмена информацией. Например, бухгалтерия предприятия распределена по нескольким филиалам и ведет незаконченные балансы, а в конечном итоге нужно получить консолидированный баланс. Но кроме каналов связи для формирования консолидированного баланса потребуются и специальные программные средства.

Производственная специфика предприятий НГК, как правило, являет собой предмет доработок ПО: предприятия нефтедобычи и нефтепереработки  -  это развитые производства с соответствующими параметрами, предприятия нефтепродуктообеспечения  -  чисто сбытовые структуры со своими специфическими функциями.

Выходя в середине 1996 г. на рынок нефтяных компаний, корпорация “Парус” основывалась на следующих подходах к созданию информационных систем:

- система автоматизации должна поддерживать оптимальную (или близкую к этому) систему управления;

- наибольший эффект автоматизация дает при комплексном подходе, когда удается построить единую информационную систему предприятия;

- комплексность автоматизации не означает одномоментности ее проведения. Создание информационной системы предприятия является строго последовательным процессом, когда в первую очередь автоматизируются критически важные участки, причем на каждом этапе достигаются определенные результаты и складывается информационная основа для следующего этапа;

- система должна иметь открытую архитектуру, т. е. позволять использовать уже существующие на предприятии системы автоматизации (если они не устарели) и наращиваемые как путем создания приложений собственными силами, так и путем стыковки с другими, в том числе и западными, системами управления производством.    

 

ОАО “Коминефтепродукт”: как это было

Основным видом деятельности предприятий нефтепродуктообеспечения, к которым относится и “Коминефтепродукт”, является оптовая и розничная реализация нефтепродуктов через автозаправочные станции (АЗС) и нефтебазы. Поэтому главная проблема, с которой они сталкиваются, обусловлена спецификой самого продукта реализации  -  топлива. Кроме того, основными клиентами здесь являются крупные заказчики (сельское хозяйство, администрации республик и областей), причем топливо они могут забирать с нефтебаз и АЗС, расположенных по всей территории обслуживаемого региона.

Приступая более года назад к реализации этого проекта, специалисты “Паруса” тщательно исследовали проблемы, общие для этого направления. Действительно, имея несколько десятков АЗС и нефтебаз, необходимо очень точно планировать поступление и перемещение топлива, а также контролировать оборотные средства. Кроме того, были выявлены такие проблемы:

- большое количество ошибок при обработке сменных отчетов АЗС;

- отсутствие оперативной и достоверной информации о взаимозачетах (взаиморасчетах) с поставщиками и потребителями;

- низкая оперативность получения данных для учета деятельности АЗС (излишки-недостачи, объем реализации, выручка, налоги, приход топлива);

- отсутствие оперативных данных о движении горюче-смазочных материалов (ГСМ) транзитом, через нефтебазы и АЗС по всем филиалам;

- отсутствие единой методологии бухгалтерского учета по всем филиалам.

Для решения этих и ряда других проблем был создан специализированный проект, который включал в себя разработку информационной модели на базе управления ОАО и сыктывкарского филиала, настройку ПО под нужды заказчика и разработку двух новых модулей  -  “Учет сменных отчетов АЗС” и “Фондовый отдел нефтебазы”.

Безусловно, начинать приходилось с проблем общего плана  -  оптимизации структуры предприятия (в результате два филиала изменили статус, став цехами), приведения в порядок и унификации бухгалтерского учета во всех подразделениях. От общего двигались к частному  -  к разработке новых модулей и конкретным рабочим местам, подлежащим автоматизации. Кстати, всего их было более 150 (в том числе: бухгалтерия  -  80, финансово-экономическая служба  -  10, фондовые отделы  -  15, складские службы  -  20, коммерческая служба  -  10, подразделения МТО  -  15). Учитывая, что количество удаленных объектов в данном проекте (АЗС, нефтебазы, нефтесклады, станции автосервиса и пр.) превышает сотню, специалисты отдела АСУ ОАО “Коминефтепродукт” по рекомендации консультантов “Паруса” развернули систему электронной почты на базе MS Exchange 5.0.

В проекте нашла применение полная линия продуктов “Паруса”, что позволяет оптимально использовать возможности техники и ресурсы сотрудников. Так, информационное ядро системы реализовано на основе клиент-серверных технологий (СУБД ORACLE), а ряд участков  -  с помощью сравнительно дешевых и легко сопровождаемых систем на базе СУБД FoxPro и Btrieve. Выполнение проекта рассчитано на полтора года, в настоящее время эти работы подходят к концу.    

 

А Что же в энергетике?

Там те же три группы проблем, что и в нефтегазовом комплексе: общие (введение единой методологии учета), территориальная распределенность и специфика отрасли. Однако есть и свои особенности. Так, вторая проблема дополнена задачей построения вертикально интегрированной системы управления, которая охватит все подразделения, входящие в состав “АО-Энерго” (региональных управлений, таких, как Мосэнерго, Новгородэнерго и т. д.)

Наиболее остро в энергетике стоит проблема расчетов с потребителями (цепочки неплатежей, в которых завязаны и региональные подразделения РАО ЕЭС, у всех на слуху). Именно в этом направлении велись дополнительные разработки корпорации “Парус” при выполнении проекта автоматизации ДАО “Костромаэнерго” (ДАО состоит из пяти отделений энергосбыта, объединяющих 24 участка, две ТЭЦ, эксплуатационные, строительные и ремонтные подразделения). В результате был разработан модуль “Учет расчетов с потребителями теплоэлектроэнергии”, который позволяет организовать иерархически распределенную систему сбора и обработки информации по реализации теплоэлектроэнергии. Сбор информации начинается с участков, проходит через отделения электросетей и завершается в управлении энергосбытом ОАО “Облэнерго”. Кроме того, данный модуль предоставляет следующие возможности:

- точно определять расход электроэнергии, в том числе по тарифным зонам (это необходимо для расчетов с бюджетом в специальных случаях);

- постоянно контролировать соответствие заявленной договорной мощности фактическим объемам реализации с автоматическим расчетом задолженностей, пеней, штрафов;

- определять оперативный месячный, квартальный баланс потребляемой электроэнергии на подстанциях и в районных электросетях в целом;

- вести комплексный учет расчетов за тепло- и электроэнергию;

- формировать все виды статистической отчетности и первичных документов.

Таким образом, данная подсистема является ключевой в управлении финансами и оперативной деятельностью в региональной энергосистеме.

И наконец, не следует забывать о проблемах корпоративных  -  ведь региональные энергосистемы уровня “Облэнерго” представляют собой корпорации с едиными расчетными счетами и территориально удаленными подразделениями. А это предполагает формирование главной книги корпорации в целом, определение ее финансовых результатов, централизованное финансовое планирование и составление бюджета, ведение учета взаиморасчетов с корпоративными поставщиками и потребителями товаров и услуг в условиях, когда плательщиками или получателями денежных средств являются одни подразделения, а грузоотправителями или грузополучателями  -  другие, и т. д.

Исходя из этих проблем “Парус” совместно с представителями электроэнергетического комплекса и рядом аудиторских и консалтинговых фирм сформировал пакетное решение, которое помимо построения информационной системы подразделения позволяет достигать и корпоративных целей. В этом пакетном решении ключевую роль играют средства автоматизации ведения консолидированного учета и построения системы сквозного финансового планирования.

Как и в нефтяной отрасли, здесь также имеет место сочетание технологий (ядро системы выполнено на основе СУБД Oracle, а отдельные участки  -  на базе FoxPro и Btrieve). В целом этот проект уже близок к завершению. В 1997 г. заключены контракты на создание информационных систем управления с ОАО “Пензаэнерго” и АО “Новгороднефтепродукт”.    

 

На очереди - связисты

И не только потому, что услуги связи предполагают высокую степень автоматизации производственного процесса. Проблемы связистов весьма схожи с проблемами двух упоминавшихся выше отраслей: территориальная распределенность, необходимость унификации учета в подразделениях, значимость и трудоемкость такого участка, как расчеты с потребителями. Используя опыт, накопленный при выполнении первых двух проектов, “Парус” пошел на заключение контрактов по автоматизации с АО “Пензасвязьинформ” и “Хантымансийскокртелеком”.    

 

Система автоматизации, реализованная в ОАО “Коминефтепродукт”, позволяет решать следующие задачи

- Реализация нефтепродуктов (через АЗС, нефтебазы, транзитом)

- Хранение нефтепродуктов (нефтебазы, АЗС, нефтесклады)

- Учет движения нефтепродуктов

- Лимитирование ГСМ

- Взаимодействие с системами автоматизации АЗС

- Взаимодействие с системой автоналива на нефтебазах

- Консолидация, авизо

- Обрабатывающий центр АЗС

- Учет движения отработанного сырья

- Бухгалтерский учет в полном объеме (кроме учета заработной платы)

- Учет взаиморасчетов и взаимозачетов с потребителями и поставщиками (наличная и безналичная оплата, векселя, взаимозачеты и налоговые освобождения)

- Получение отчетности

- Материально-техническое обеспечение

     Достигнутые результаты

- Оперативность получения информации повысилась в 5 раз  -  теперь на это требуется два дня

- Уменьшился “мертвый” остаток в танках на нефтебазах на 15 - 20%

- Снизились потери на всех стадиях процесса реализации топлива    

 

На сегодняшний день в России насчитывается:

- около 40 предприятий нефтедобычи;

- около 25 заводов по переработке нефти;

- более 80 предприятий по сбыту нефтепродуктов.