Союз ”Микроинформa” и ”Сетевой академии Ланит”
Андрей Колесов
На состоявшейся 10 апреля пресс-конференции было объявлено о весьма знаменательном событии на рынке обучения информационным технологиям - создании союза двух крупнейших учебных центров (УЦ) - “Микроинформ” и “Сетевая академия Ланит”. Подобный альянс вызывает особый интерес, поскольку подчеркивает переломный момент в развитии рынка обучения и подводит черту под дискуссией на тему “Учебные центры: самостоятельный бизнес или поддержка продаж”. Хотя и сегодня, как и год назад, справедлив ответ “и то и другое”, но тем не менее первая теза достигла некоторой критической массы, когда можно говорить о формировании отдельного динамично развивающегося сегмента бизнеса на российском компьютерном рынке*1. По данным IDC (см. PC Week/ RE, № 13/98, с. 12), доля рынка ИТ-обучения сегодня составляет 1% от общего ИТ-рынка страны и будет расти в дальнейшем.
-----
*1 Эту тему мы предлагаем рассмотреть в следующих номерах PC Week/RE на круглом столе, посвященном проблеме УЦ на конференции "Компьютерный бизнес России 98".
В то же время объединение усилий конкурирующих фирм свидетельствует, что этот рынок еще весьма далек от насыщения. В этой ситуации выгоднее развивать бизнес отдельного УЦ не за счет “отъедания” какой-то доли у конкурента, а за счет стимулирования общими усилиями спроса на рынке ИТ-обучения в целом.
Проблема оптимизации затрат
Вместе с тем развитие бизнеса ИТ-обучения связано с рядом проблем, решать которые отдельному центру в одиночку весьма сложно. Одна из главных - необходимость оптимального распределения потока слушателей по имеющимся ресурсам центров. Например, в общем ряду предлагаемых курсов всегда есть наиболее популярные, пользующиеся массовым спросом, и весьма экзотические, спрос на которые невелик, но их поддержка необходима для обеспечения комплексной подготовки специалистов заказчика. Решение такой задачи сводится, с одной стороны, к привлечению дополнительных ресурсов (учебных помещений, инструкторов) в момент пиковых нагрузок для первой категории курсов, а с другой - к повышению заполняемости классов для второй категории.
В этом плане деятельность УЦ, работающего именно на принципах самостоятельного бизнеса, можно сравнить с высокотехнологичным промышленным предприятием, которое имеет вполне определенный ресурс производственных мощностей, но при этом вынуждено поддерживать широкую номенклатуру товаров - как ходовых, так и не очень - и работать в условиях весьма неравномерного потока заказов. (Если же УЦ является вспомогательным подразделением компании, эти вопросы решаются за счет перераспределения ресурсов внутри фирмы.) И еще один важный момент - УЦ должен довольно четко прогнозировать изменения спроса, чтобы правильно инвестировать развитие своей инфраструктуры: создание учебных классов, подготовку инструкторов и пр.
В силу такой специфики ИТ-обучения взаимодействие конкурентов между собой вполне естественно. Более того, хотя учебные центры особенно не афишируют свои контакты, практика такого сотрудничества существует на этом рынке давно. В частности, на пресс-конференции было сказано, что уже давно “Микроинформ” и “Сетевая академия” практиковали обмен инструкторами, переадресацию слушателей, соместную аренду помещений, а также проведение единой ценовой политики. Однако впервые подобное взаимодействие было оформлено юридически.
Почему “Микроинформ” и “Сетевая академия”?
Оба учебных центра продолжают оставаться самостоятельными юридическими лицами. Каждый из них по-прежнему имеет свою товарную марку. Задача союза: перейти от решения текущих проблем при формировании групп слушателей к координации усилий по развитию свой деятельности (выбор новых поставщиков, программных средств, подготовка новых курсов и инструкторов, согласованное составление расписаний курсов), а также к совместному финансированию общих проектов (реклама и участие в выставках, разработка новых курсов обучения, развитие Web-технологий, оснащение учебных классов и пр.).
Как было подчеркнуто на пресс-конференции, обе компании выработали некоторый механизм проведения взаиморасчетов и совместного финансирования проектов, который в некотором роде является их “ноу-хау”. Тем не менее понятно, что такая схема может реально работать не только при примерно одинаковом уровне развития инфраструктуры участников союза, но и при выработке единого стандарта на обучение. В этой связи участники проекта акцентировали внимание на “зеркальной похожести” двух обучающих центров, которая выражается, в частности, в совпадении таких показателей, как число учебных классов (9+9), инструкторов (25+25) и даже баллов по рейтингу Dator top100’98 (0,68 и 0,67). Опираясь на этот принцип, генеральный директор “Ланита” сказал в своем выступлении, что расширять союз за счет новых участников они не намерены по той простой причине, что на рынке не видно достойных кандидатов, удовлетворяющих перечисленным выше требованиям.
В то же время следует отметить, что до настоящего времени, несмотря на схожесть технологических показателей, эти компании демонстрировали совершенно различный фирменный стиль работы. Достаточно сказать, что “Микроинформ” занимается бизнесом ИТ-обучения уже почти 10 лет, а “Сетевая академия” - лишь три года. При этом, если первая компания демонстрирует определенный консерватизм в методах ведения бизнеса, делая ставку на опережающее внедрение новых курсов, то вторая фокусируется на более массовых, отработанных направлениях обучения, проявляя завидную активность в расширении форм и методов работы.
Демонстрируя разный фирменный стиль, два учебных центра могут довольно успешно дополнять друг друга. Комментируя известие о создании союза, генеральный директор кадрового агентства Executive Systems Любовь Куликова, хорошо знакомая с работой российских УЦ, отметила: “Если союз сможет соединить широту взглядов "Сетевой Академии" и глубину "Микроинформа", то их конкурентам будет очень трудно догнать их”. Но очевидно, что в данный момент “Сетевая Академия” демонстрирует более высокие темпы развития бизнеса. В этой связи представитель одного из московских учебных центров сделал следующее предположение: “"Микроинформу" было сделано такое предложение, от которого он не смог отказаться”.
Союз или картель*1?
Несмотря на вроде бы очевидные преимущества сотрудничества учебных центров по решению общих задач, ряд экспертов в области ИТ-обучения считает, что реализовать на практике эту идею не так-то просто (ссылаясь при этом на собственный опыт создания подобных бизнес-схем). Например, по мнению директора УКЦ ФОРС Андрея Васильева, объединение “Микроинформа” и “Сетевой академии” является чисто формальным и преследует в основном рекламные цели и дело вряд ли дойдет до выполнения совместных проектов. “Сначала поток клиентов чуть качнется в сторону союза, потом вернется в прежнее состояние”, - считает он.
-----
*1 Картель - форма монополистического соглашения между компаниями одной отрасли с целью повышения прибыли посредством регулирования объемов производства, проведения единой ценовой политики и распределения рынков сбыта (Большой энциклопедический словарь).
В этой ситуации следует обратить внимание на то, что союз, созданный для решения некоторых внутренних проблем, совершенно очевидно направлен и на решение внешних. При этом речь идет не только о прямом противоборстве с третьими компаниями, но и о некотором давлении на рынок, дабы развить его в нужном направлении. В этой связи хотелось бы отдельно остановиться на одной из обозначенных целей союза - “выработке единой ценовой политики”.
По оценкам представителей “Микроинформа” и “Сетевой академии”, на долю этих компаний приходится около 50% авторизованного обучения в стране (подавляющая доля слушателей в обеих компаниях приходится на курсы Microsoft и Novell). С этими данными в целом согласны и независимые эксперты, хотя менеджер по обучению Microsoft АО Екатерина Садовская считает, что эта цифра подходит только для Москвы, где, впрочем, сосредоточен основной объем ИТ-обучения страны.
В то же время есть очень веские причины предполагать, что лидеры отечественного ИТ-обучения сегодня видят генеральную линию развития своего бизнеса не столько в увеличении числа слушателей, сколько в повышении рентабельности обучения за счет роста его стоимости. Это видно хотя бы из того факта, что, по представленным на пресс-конференции данным, уровень заполнения учебных классов уже сегодня достигает 80%, а значит, резкий рост количества слушателей представляется весьма проблематичным. В то же время увеличение числа классов (а для этого нужна аренда новых помещений) требует существенных капитальных затрат.
Союзники: Борис Фридман (справа) и Георгий Генс
В этой связи весьма показательно выглядит эмоциональное выступление на пресс-конференции генерального директора “Микроинформа” Бориса Фридмана, сообщившего о том, что увеличение прибыльности обучения будет способствовать повышению его качества и развития. Конечно, можно с пониманием отнестись к тезису, что “стоимость нашего обучения в 2 - 4 раза ниже, чем на Западе, хотя издержки (оборудование, помещения) у нас такие же”. Однако следует отметить, что рыночная цена обучения (сколько готов платить слушатель) в основном связана с уровнем зарплаты обучаемых специалистов.
Так или иначе, но очевидно, что с созданием союза у его участников появляются дополнительные возможности по управлению ценами на рынке ИТ-обучения. (За последние полтора года средние цены выросли примерно на 25 - 30% и составляют 100 - 150 долл. в день, что примерно соответствует уровню цен в Восточной Европе, хотя этот показатель и ниже, чем в Западной.) На первый взгляд, данная ситуация выглядит привлекательно и для других УЦ, но на самом деле многие из них не смогут поднять цены, так как ориентируются на другие категории клиентов (это особенно чувствуется в провинции), и им придется работать в условиях более низкой рентабельности со всеми вытекающими последствиями.
Если же ситуация будет развиваться в сторону повышения цен, то вполне возможно, что официально провозглашенная цель союза - увеличение числа слушателей - останется лишь декларацией. Не говоря уже о том, что снижение уровня конкуренции никогда не способствовало развитию рынка.
Разумеется, все сказанное выше можно считать лишь некоторыми общими соображениями. О реальном воздействии союза “М+Л” на развитие ситуации на рынке ИТ-обучения можно будет судить не раньше, чем через полгода.
Телефоны: “Микроинформ” - (095) 956-0006; “Сетевая академия” - (095) 967-6670.