- Чем отличается талантливый человек от обыкновенного?

- Тем, что именно он попадает в мишень, в которую многие целятся, но промахиваются.

- А гений от талантливого?

- Тем, что он попадает в цель, которую никто даже не видит.

Елена Монахова, Алексей Важнов    

Бизнес  -  категория расплывчатая. Зависящий от многих факторов, он с трудом поддается описанию и формализации, а потому и воспринимается зачастую как искусство, а не как наука. Особенно в нашем государстве, где никак не закончатся политические, экономические и социальные переходные процессы. К тому же бизнес для наших соотечественников  -  дело новое, непознанное. Математической точности в нем нет и быть не может. Повсеместно действующие жесткие законы тоже отсутствуют. Вот и полагаются новоявленные российские бизнесмены в основном на собственную интуицию и соревнуются в умении улавливать тенденции.

Моделирование бизнеса  -  тоже скорее искусство, чем строгая наука, но со своими “законами жанра”. Однако существуют приемы, позволяющие до определенной степени перевести вопросы управления компанией (предприятием) из области искусства в область технологии. Очень помогает, например, умение работать с моделями, о которых мы начали разговор в прошлом выпуске раздела “Менеджмент” (см. PC Week/ RE, № 13/98, с. 53).

Именно в моделях происходит накопление знаний, аккумуляция управленческого опыта. (На грабли с большей вероятностью не наступит тот, кто не просто видел, где они лежат, но знает, в каких местах они вообще могут находиться.)

Регулярная работа с моделями может способствовать выявлению опасных явлений и тенденций в бизнесе на ранней стадии. Излишне говорить, что от такой своевременной диагностики зависит устойчивость и конкурентоспособность компании. Скажем, распространенные структурные кризисы, сопровождающие бурный рост фирмы и являющиеся следствием ошибок в управлении, могут быть отчасти предотвращены путем грамотного финансового моделирования.

При идентичности бизнес-процессов подходы к управлению компанией (бизнесом) могут сильно различаться. Cтоль же разными будут и соответствующие модели. В этом плане каждый бизнес (и его модель) всегда останется уникальным, как уникален каждый живущий на Земле человек. (У всех представителей рода человеческого от рождения много общих черт: две руки, две ноги, два глаза, но личности на основе этого одинакового природного материала получаются очень разные.) В то же время при моделировании могут быть созданы метамодели (характерные для бизнесов одного типа), используемые консультантами в качестве заготовок и позволяющие переносить накопленный управленческий опыт из одного бизнеса в другой.

Что подразумевается под грамотным управлением? Прежде всего умение правильно прогнозировать последствия управляющих воздействий. Неправильная модель попросту не позволит это сделать, а значит, главное требование к модели  -  адекватность, т. е. способность правильно отвечать на ключевые вопросы относительно объекта управления. Причем отвечать своевременно, что в подавляющем большинстве случаев означает “заранее”, т. е. до того, как объект управления в некое, может статься, критическое, состояние попадет.    

 

Что будем спрашивать?

На какие же вопросы должна отвечать модель? В первую очередь, это зависит от ее природы и от того, с какой точки зрения смотрит на нее вопрошающий. Бизнес-модель, как правило, описывает внутреннее устройство бизнеса (финансовые характеристики: затраты, доходы, прибыли, размер инвестиций и эффективность их возврата; производственные мощности; развитость каналов сбыта; оргштатную структуру; мотивацию деятельности сотрудников; разграничение ответственности и др.) и влияние внешних факторов на деятельность компании (то, что обычно описывает маркетинговая модель).

Как уже говорилось в предыдущей части, правильно построенная управленческая информационная система, с одной стороны, помогает найти ответы на все перечисленные вопросы, а с другой  -  является приводом, воздействующим на объект управления. Например, некоторый введенный в ИС параметр может служить для соответствующих сотрудников руководством к действию.

Российские топ-менеджеры уже научились пользоваться финансовыми моделями  -  они ставят управленческий учет, бойко составляют бизнес-план, корректируют его, анализируют, строят на его основе прогнозы. Хуже обстоит дело с логистическими, производственными и маркетинговыми моделями. Но и до них, похоже, в ближайшие год-два дело дойдет, во всяком случае, спрос на них уже ощущается.    

 

Кто должен создавать модели?

В каждой успешно работающей компании есть генераторы идей, определяющие стратегию ведения бизнеса и глобальные цели (как правило, это ее первые лица или владельцы). При создании модели управления бизнесом без их участия не обойтись, поскольку именно они определяют процессы в своей организации и, во-первых, являются носителями ответственных решений, а во-вторых  -  носителями знаний. Только после общения с ними можно составить реальное представление о характеристиках бизнеса, его взаимоотношениях с внешней средой, истинных мотивах принятия решений и движущих силах. В силу того, что на этапе стратегического моделирования неопределенность максимальна, а формальные методы контроля практически отсутствуют, наибольший эффект достигается при вовлечении руководителя непосредственно в процесс построения модели, а не использовании его просто как источника информации. При группировке и упорядочивании целей, функций и ограничений часто возникают дополнительные взаимосвязи и зависимости, приводящие к переосмыслению способов ведения бизнеса.

Поскольку далеко не все крупные руководители обладают талантом и уж тем более гениальностью (см. эпиграф), требующейся для генерации неординарных идей, то они время от времени прибегают к услугам бизнес-аналитиков, владеющих методологиями построения стратегических моделей. К категории консультантов, способных браться за такие работы на российском рынке, мы бы отнесли специалистов фирм “большой шестерки”, занимающихся стратегическим планированием, и представителей консалтинговых фирм “РОЭЛ Консалтинг”, “БИГ”, “КУБ” и др.

Есть и другие консультанты, крайне полезные при работе с бизнес-моделями,  -  те, кто владеет методами достижения поставленных стратегических целей, умеет детализировать глобальные идеи до уровня конкретных операций. Именно этих специалистов особенно недостает сегодня в российских компаниях, в то время как в западных фирмах переводу бизнес-идей на транзакционный уровень уделяется самое пристальное внимание и результат закрепляется во внутрифирменных стандартах. На российском рынке этой категории консультантов в наибольшей степени соответствуют специалисты фирм “ВИП Анатех”, “МетаТехнология”, ИКТ и др. В подобного рода деятельности целесообразно применять формальные методы  -  это позволяет создавать технологии, поддерживаемые соответствующими инструментальными средствами.

Отметим, что приводимое деление на категории очень условно, ибо абсолютная специализация в консалтинговой деятельности невозможна в виду тесного переплетения разных задач. Пустота, возникающая из-за отсутствия бизнес-аналитиков обеих категорий, так или иначе сегодня заполняется  -  аудиторами, психологами и другими специалистами. К сожалению, они выбираются руководителями предприятий по единственному критерию  -  умению произносить правильные (и главное, понятные им) слова.

И все же, кто бы ни был создателем модели бизнес-процессов, ему нужно непременно соблюдать два условия: модель должна быть адекватной и устраивать тех, кто ее заказывает (попросту нравиться им, чтобы они ей доверяли и пользовались ею). Причем разработчик всегда должен уметь объяснить, в первую очередь самому себе, почему что-то сделано так, а не иначе.    

 

Инструменты для построения моделей

Как и сами модели, инструменты моделирования сильно варьируются, и выбор подходящего средства зависит прежде всего от пристрастий исполнителя.

Для построения моделей верхнего уровня вне конкуренции (по простоте использования и доступности)  -  доска для рисования и текстовый редактор, позволяющий структурировать текст. Но и здесь время от времени делаются попытки использовать более сложные технологии, позволяющие создавать документы с гипертекстовыми ссылками. Это и широко популярные сейчас Web-браузеры, и редакторы, аналогичные продукту Trellix производства Trellix Corporation.

Что касается построения детальных моделей, то для каждого их вида (процессы, информационные потоки, функции, стоимость, организационная структура, пространственное размещение и др.) разработаны соответствующие формализмы (нотации).

Для построения функциональной модели можно использовать:

- простой текстовый редактор  -  для перечисления функций и подфункций;

- язык описания IDEF0 (и различные его модификации), связывающий функции друг с другом и структурирующий их по входам/выходам, контролю и исполнению;

- диаграммы Ишикава, структурирующие функциональное поле и соотносящие определенные функции с проблемами, которые с ними связаны.

Характерно, что все виды инструментов для построения функциональных моделей обязательно поддерживают декомпозицию (т. е. последовательное уточнение элементов общей картины), что указывает на приоритет свойства иерархии в этом классе моделей.

В классе функциональных моделей часто бывает целесообразно выделить процессные модели (например, блок-схемы и сети Петри), показывающие, как протекают процессы. В них в качестве функций используются более примитивные действия  -  операции (транзакции). В первом приближении отличие функции от операции заключается в том, что для выполнения функции необходимо обладать некоторой дополнительной информацией (которая, например, может быть заключена в навыках работы), а вся информация для выполнения операции содержится в модели. Последнее важно, поскольку дает возможность применять формальные методы контроля целостности модели. Что касается популярности сетей Петри, то она объясняется изначальной ориентацией этого математического аппарата на параллельность операций, что удобно для описания процессов бизнеса, который по природе своей параллелен.

Информационные модели, из которых наиболее известны ER-модели (“сущность  -  связь”), предназначены для описания параметров объектов и взаимозависимостей между ними. Эти модели служат основой для проектирования структур баз данных  -  ведь подавляющее большинство современных промышленных СУБД базируются на реляционной модели.

Потоковые модели (Data Flow Diagrams) предназначены для связи функциональной и информационной моделей. Они показывают, какие функции какими потоками данных управляют. Анализ потоков позволяет рассчитывать нагрузку на функциональные блоки и соответственно планировать их необходимую мощность.

Однако такое разнообразие моделей вовсе не означает, что каждая из них должна строиться отдельно. Как правило, из модели одного вида, благодаря операции инверсии и дополнительного уточнения могут быть получены модели других видов. В некотором смысле инверсию можно определить как замену вершин графа на дуги и наоборот. Например, бизнес-аналитик Николай Стожков много лет с успехом применяет в качестве средства для построения базовой модели модифицированную версию диаграмм SADT  -  в ограничения, накладываемые на функцию, вводится контур формирования и распространения “разрешающих” сигналов. При последующем инвертировании и группировке это дает возможность сгенерировать документы, регламентирующие деятельность компании и служащие базой для создания информационной системы.

Сила нотаций  -  в возможности применения формальных методов контроля и обработки, что позволяет выявлять ошибки на начальной стадии, а также автоматизировать рутинные операции по детализации модели (например, до уровня транзакций). Надо понимать, что применять специальные инструменты для построения модели целесообразно в том случае, если планируется ее многоразовое использование, видоизменение, поскольку в первый раз все равно нужно пройти весь путь вручную, хотя бы для того, чтобы убедиться в его правильности.    

 

Как часто изменяются модели

Вообще говоря, любая модель работает только при определенных диапазонах изменения величин входных параметров. И чем модель формальнее (алгоритмизированнее), тем жестче это ограничение. Именно поэтому невозможно построить работающие формальные модели сложных систем. Однако если модель построена на базе методов нечеткой логики, нейрокибернетики и других известных подходов, использующих потенциально ненадежные элементы для получения надежных решений, то подавляющее большинство ограничений снимается.

В любом случае, наступит момент, когда потребуется изменить модель, т. е. внести в нее некоторые новые знания об объекте управления. Частота корректировки модели зависит от скорости изменения бизнеса и его ключевых характеристик. Помнится, в социалистические времена руководители предприятий мыслили пятилетками, а нынешние топ-менеджеры компьютерной индустрии, даже если и составляют долгосрочный (пятилетний или трехлетний) план, то каждый год его обязательно корректируют  -  очень динамично развивается эта индустрия. Предпочтительно, чтобы модификация модели производилась теми же средствами, которые были использованы при первоначальном ее построении,  -  ведь чем более технологичен этот процесс, тем меньше в нем искусства и больше науки.