Татьяна Богатова
Прорыв в рыночную экономику означает для нашей страны не только появление в русском разговорном языке иностранных слов “бизнес”, “маркетинг”, “менеджмент”, “консалтинг”, не только возможность проявить предпринимательскую инициативу, но и осознание того, что всему этому нужно учиться. Прошли времена, когда критерием для перехода человека к руководящей работе была его неспособность к работе полезной (“кто не умеет чего-либо делать, берется этим руководить”). Теперь практически все понимают, что для управления бизнесом мало хорошо знать само дело - надо обладать целым набором других знаний и навыков.
Не секрет, что многие из тех, кто с изменением жизни страны изменил и свою жизнь, ощущают нехватку именно этого дополнительного багажа знаний. Значит, учиться? Получается, что так. Практика показывает, что это самый верный путь к цели, хотя не всегда самый дешевый. Но мы уже привыкли к постулату о самоценности образования и почти привыкли к тому, что за обучение нужно платить. Бесплатным у нас пока еще остается первое высшее образование, да и то относительно (а репетиторы для абитуриентов?) и не для всех (а платные отделения для тех, кто не прошел по конкурсу?). Но даже понимая, что за получение знаний придется заплатить, не всегда знаешь, где можно научиться тому, что так необходимо тебе как руководителю, где почерпнуть необходимые знания и навыки, которые помогут добиться успеха.
Выясняя этот вопрос, мы пришли к выводу, что таких возможностей у желающих “обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество”, немало.
Для тех, кто еще не вкусил прелестей высшего образования, дорог много - как бесплатных, так и платных. Почти каждый вуз имеет в своем составе экономический факультет, причем добрая половина таких факультетов в качестве одной из специальностей предлагает менеджмент. Помимо этого в ряде государственных вузов экономического профиля есть факультеты, где менеджмент является профилирующей специальностью. И наконец, негосударственные учебные заведения, появившиеся в большом количестве за последние 5 - 7 лет, стремятся удовлетворить эту общественную потребность, предлагая обучение финансово-экономическим и управленческим дисциплинам. Сегодня мы остановимся на тех возможностях, которые предлагают государственные вузы.
В поле нашего зрения (см. таблицу) попали семь московских институтов (из которых институтом продолжает называться лишь один - МГИМО, остальные стали университетами, академиями и пр.), имеющих в своем составе факультеты менеджмента. Из их характерных особенностей можно отметить следующие. Большинство экономических вузов, демонстрируя стремление к интеграции в мировое сообщество, стоят на пути к западной (двухступенчатой) системе обучения, в результате которой выпускник получает степени бакалавра (за 4 года) и магистра (за 6 лет обучения). Однако привычный пятилетний курс высшего образования и соответствующие учебные программы, наработанные за долгие годы, превращают эту систему в трехступенчатую: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (6 лет). Далее при желании могут последовать аспирантура и докторантура, которых тоже никто не отменял, - но этого пока касаться не будем. Исключением остаются Финансовая академия и Государственная академия управления, еще не перешедшие к западным стандартам и сохранившие лишь пятилетний курс обучения (Московский государственный университет коммерции, попробовав зарубежное нововедение, вновь вернулся к старому сроку длиной в пять лет). В большинстве вузов имеются вечерние и заочные формы учебы. Практически во всех есть платные отделения, куда могут быть зачислены абитуриенты, получившие на экзаменах положительные оценки, но не прошедшие по конкурсу. Правда, плата за недостаточное усердие при подготовке весьма высока: 2 - 4,5 тысячи долларов в год (причем в Финансовой академии плату надо вносить сразу за 5 лет).
Название вуза, телефон | Факультет, который обучает специальности “Менеджмент” | Вид и продолжительность обучения | Присуждаемые степени и дипломы | Платное отделение, стоимость обучения | Последипломное образование, его продолжительность и стоимость | Наличие филиалов в других городах | Дистанционное обучение |
Высшая школа экономики, (095) 152-1758 (приемная комиссия), 956-1396 | Менеджмент | Дневное 4 года 5 лет 6 лет Вечернее 5 лет | Бакалавр Специалист Магистр | 3,5 тыс. долл. в год | 2 года, 3,5-5 тыс. долл. в год (в зависимости от специальности) | - | - |
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), (095) 434-9271 (приемная комиссия), 434-0089 | Международный бизнес и деловое администрирование | Дневное 4 года 6 лет только платное, 7 тыс. долл. в год | Бакалавр Магистр | - | Нет данных | - | - |
Московский государственный университет коммерции, (095) 458-5393 (приемная комиссия), 458-9479 | Менеджмент | Дневное 5 лет Вечернее 5 лет Заочное 5 лет | Специалист | 1,5 тыс. долл. в год | 2 года; вечернее - 2,5 тыс. долл.; заочное - 2 тыс. долл. в год. | В 18 городах | - |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), (095) 442-7755, 442-6577 | Менеджмент, маркетинг и право | Дневное 4 года 5 лет 6 лет Заочное 6 лет | Бакалавр Специалист Магистр | 2 тыс. долл. в год | 2 года, 2 тыс. долл. в год | Имеются филиалы в других городах | Институт дистанционного обучения, тел.: (095) 442-6033 |
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (РЭА), (095) 237-8656 (приемная комиссия), 237-9254, 236-4094 (справ.) | Экономика и менеджмент | Дневное 4 года 5 лет | Бакалавр Специалист (экономист) | Нет данных | Нет данных | В 5 городах | - |
Финансовая академия при Правительстве РФ, (095) 283-4810 (приемная комиссия), 943-9855 | Финансовый менеджмент | Дневное 5 лет | Специалист | 2,5 тыс. долл. в год (плата вносится за 5 лет сразу) | 2 года, 3 тыс. долл. в год | - | - |
Государственная академия управления (ГАУ), (095) 371-5766 (приемная комиссия), 371-1322 | Финансовый менеджмент; менеджмент в различных областях (в социальной сфере, в химической промышленности и др.) | Дневное 5 лет Вечернее 6 лет Заочное 6 лет (платное) | Специалист | 4,5 тыс. долл. в год | Вечернее 2 года 2,5 тыс. долл. в год; заочное 3 года 1050 долл. в год. | - | - |
Теперь появились широкие возможности для получения второго высшего образования (последипломного обучения), которое можно приобрести за 2 - 3 года. Здесь разброс цен еще больше: от 2 до 5 тысяч долларов за год обучения. Как правило, предлагается дневная или вечерняя форма обучения с занятиями 3 - 4 раза в неделю. Это дает возможность получить желанные знания “без отрыва от производства” (или с минимальным отрывом). Половина вузов имеет филиалы в других городах, что облегчает получение знаний в регионах.
Наконец, наиболее интересной и гибкой формой высшего образования (как первого, так и второго) нам показалось дистанционное обучение. Из обследованных нами семи вузов таковое имело место лишь в МЭСИ, где в мае 1996 г. был организован Институт дистанционного образования (ИДО). Сегодня этому вузу поручены координация и научно-методическое обеспечение дистанционного образования в Российской Федерации. На базе МЭСИ создан Федеральный центр дистанционного образования.
Что же реально представляет собой такая форма? Желающие заключают с институтом договор, согласно которому к ним прикрепляется инспектор, координирующий учебу и помогающий подобрать набор курсов. Для освоения учебных дисциплин существуют преподаватели-консультанты, обеспечивающие студента необходимой литературой, проводящие консультации (это возможно и через Интернет); при необходимости они читают вводную и обобщающую лекции и принимают экзамен (а вот экзамен через Интернет не сдашь - нужно приехать лично). Для получения диплома бакалавра необходимо освоить 35 дисциплин, для диплома специалиста - 44. Время на освоение одной дисциплины определяется самим студентом: способный и увлеченный человек может сильно сократить себе время на получение высшего образования, занимаясь интенсивно. Учебный курс по одному предмету (дисциплине) стоит около 100 долларов. Те, кто закончил вуз после 1990 г., могут ряд дисциплин перезачесть (по выписке из диплома), тем самым существенно сократив расходы на обучение. Дистанционное образование в таком виде является разновидностью заочного, однако имеет то преимущество, что не лимитировано стандартными сроками сессий и позволяет самостоятельно планировать учебный процесс (от набора дисциплин до сроков обучения и сдачи экзаменов). Для тех, кто вынужден сочетать его с работой, это очень важно. Институт планирует расширять применение Интернет для развития дистанционного обучения. Уже сейчас существует сервер (www.ido.ru), где много полезной информации как по учебному процессу, так и на тему менеджмента. Здесь есть, например, перечень учебных курсов, входящих в план подготовки по специальности “Менеджмент”, и программы профессиональной переподготовки по этой специальности; немалый интерес представляют требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по специальности “Менеджмент”. Сам по себе этот документ рисует некий портрет идеального менеджера и полезен тем, что обозначает цели, к которым надо стремиться.
Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по специальности ”менеджмент”
Дипломированный менеджер отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук и др. (полный перечень требований можно найти на Web-сервере: ww.ido.ru).