А. М.
В конце апреля корпорация IDC (www.idc.com) представила предварительные оценки роста мирового рынка ПК в I квартале 1998 г. По сравнению с I кварталом прошлого года общемировые поставки персональных систем выросли лишь на 10%, а если сравнивать с последним кварталом 1997 г., то наблюдается снижение объемов продаж аж на 14%. Соответствующие показатели для американского рынка оказались более оптимистичными: рост по сравнению с I кварталом 1997 г. составил 14%, а спад по сравнению с предшествующим кварталом, избежать которого не удалось и здесь, не превысил 11%. Замечу, что IDC учитывает лишь продажи машин под собственной маркой производителя, т. е. не включает в суммарную оценку поставки дистрибьюторам, которые осуществляют досборку или реконфигурацию и продают машины уже под своей маркой. Если судить по данным Dataquest (www.dataquest.com), принимающей во внимание ПК, проданные по всем каналам, то по сравнению с I кварталом 1997 г. мировой рынок вырос на 14,1%, а американский - на 16,2%.
Обе исследовательские фирмы отвели Compaq, Dell и IBM соответственно первое, второе и пятое места в мировой табели о рангах. Оценки разошлись лишь в отношении Packard Bell NEC и Gateway 2000: у IDC на третьем месте Gateway, а у Dataquest - Packard Bell NEC.
По данным IDC, рост продаж составил: 69% у Hewlett-Packard, 64% у Dell, 55% у Compaq, 40% у Gateway и 12% у IBM. Поскольку Packard Bell NEC второй квартал подряд демонстрирует снижение объемов поставок (на 10%), то аналитики полагают, что у НР отличные шансы войти в пятерку в самое ближайшее время.
Продажи ПК в регионе Европы, Ближнего Востка и Африки (EMEA, сюда входит и Россия) выросли на 21% по сравнению с I кварталом прошлого года и почти не уменьшились относительно последнего квартала 1997 г. По мнению Яна Дарбишира, менеджера по исследованию рынка ЕМЕА из корпорации IDC, столь высокий показатель свидетельствует об успехе агрессивной ценовой политики поставщиков в этом регионе. “Вслед за США компьютер ценой менее $1000 стал реальностью и в ЕМЕА”, - отметил он.
В некоторых странах, особенно в Восточной Европе, местные рынки портативных ПК подверглись атаке американских реселлеров, распродающих складские запасы по сниженным ценам. В России, например, можно наблюдать волну “серых” поставок популярных ноутбуков HiNote Ultra 2000 фирмы Digital по гораздо более низким ценам, чем у официальных партнеров компании.
Пятерка лидеров рынка ПК EMEA в I квартале 1998 г.*1
Учитывались лишь фирменные поставки (за исключением OEM-поставок).
Vobis Group включает Vobis, Maxdata и Peacock
Источник: корпорация IDC, апрель 1998 г.
-----
*1 Предварительные итоги
По оценкам IDC, лидеры мирового рынка продолжают увеличивать свою суммарную долю за счет местных производителей. Быстрее всех присутствие в ЕМЕА наращивают Hewlett-Packard и Dell, но впереди по-прежнему Compaq. Эта компания укрепила свои позиции во всех странах и всех продуктовых сегментах. Так, в регионе она контролирует 32% рынка серверов. Однако с российским “Вистом” мировому гранду справиться не удалось: в России “Вист” имеет наибольшую долю рынка ПК.
По сравнению с другими производителями brand name не лучшим образом в I квартале сложились дела у IBM. Доля рынка корпорации снизилась, но ей все-таки удалось удержаться на втором месте. Аналитики считают, что общее снижение темпов роста ее продаж вызвано ухудшением в сегменте настольных систем, тогда как продажи ноутбуков увеличились весьма значительно.
Поставки ПК Hewlett-Packard в ЕМЕА выросли на целых 70%, что позволило компании увеличить свою долю рынка почти на 2%. IDC видит в столь быстром росте результат значительных инвестиций в производство корпоративных настольных машин, сопровождавшихся снижением цен на них. Признавая твердое положение HP на корпоративном рынке ЕМЕА, аналитики отмечают слабое влияние этой компании на рынок потребительский.
Dell, одна из наиболее агрессивных компаний, продолжила успешный поход в регион ЕМЕА. Ей удалось увеличить свою долю рынка, преуспев в продажах настольных ПК, серверов и рабочих станций. Кроме того, корпорация распространила на регион ЕМЕА свою инициативу продаж через Web.