Леонид Черняк
Звучный язык латинский!.. Алон... трон... бонус...
антропос... Премудрость! И ведь все это нужно!
А. П. Чехов. Репетитор
Гимназист-репетитор Егор Зиберов задал малолетнему Пете Удодову следующую задачу: “Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.”.
Не смог бедный Петя решить задачу, впрочем, и сам ученый репетитор с ней, к своему стыду, тоже не справился. Он объяснил, что задача эта алгебраическая, что “ее с иксом и игрэком решить можно”, она “на неопределенные уравнения”. Однако Петин папаша, отставной губернский секретарь, пощелкав на счетах, получил правильный ответ: 75 и 63. “Вот-с... по-нашему, по-неученому”, завершает он и смотрит с сожалением на неудачливого репетитора.
Задачка и в самом деле отличная, и решается она по-разному. Ее можно представить как систему уравнений и затем решать квадратное уравнение. Недостаток этого решения в том, что оно займет немало времени, оно формально, и в итоге будет потеряна или вовсе не осознана внутренняя логика задачи. Но если вникнуть в нее, то можно ограничиться всего шестью простейшими арифметическими действиями, и перекидывание костяшек на счетах займет не более четверти минуты.
Использованная А. П. Чеховым задача действительно интересна как математическая, но не менее интересны и два подхода к ее решению, демонстрируемые героями рассказа. Как метафора двух подходов к решению управления бизнесом это соотношение, кажется, не потеряло своей актуальности и поныне. Возьму на себя смелость высказать следующее предположение. Существуют системы управления предприятиями высочайшей сложности и функциональности, но далеко не всегда и не везде они нужны, как не нужна алгебра там, где можно ограничиться арифметикой. Более того, специалисты, продвигающие эти системы на рынок, иногда напоминают мне Егора Зиберова, а хозяйственники, реально ведущие бизнес, отождествляются с Удодовым-старшим. Особенно в тот момент, когда на просьбу о выплате денег он говорит: “С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...”.
Существует масса ситуаций, когда вполне достаточно, положившись на здравый смысл и поняв решаемую задачу, воспользоваться удобным “ручным” инструментом. Прагматику нужны практичные и простые инструменты, желательны удобные и наглядные средства для решения отнюдь не простых задач. Именно об этом рассуждает в своей книге Intranets: What’s the Bottom Line (“Интранет: что главное?”) Рэнди Хинрич*1. Книга написана с позиции наблюдателя, впрочем, для этого автор имеет вполне достаточно оснований. В его послужном списке опыт работы в компаниях Unisys, Microsoft и Sun Microsystems. Хинрич - один из соавторов разработки Web-сайта Sun и автор книги по Web-проектированию.
-----
*1 Randy J. Hinrich. Intranets: What’s the Bottom Line. Sun Microsystems, Inc., 1997 г.
Книга объясняет, что такое интранет, как он может быть использован в организации. Прежде всего Хинрич в интранете видит средство, которое позволяет улучшить коммуникации, повысить продуктивность работников умственного труда (если кто-то предложит лучший перевод термина для knowledge worker, буду благодарен).
Главное достоинство интранет-технологии Хинрич находит в том, что здесь собственно технологическая сторона не является самоцелью. Она не требует реинжиниринга всей организации и переподготовки огромной массы сотрудников. Она позволяет делегировать активные действия, принятие решений и ответственность тем, кто обладает пониманием существующих возможностей и способностью реагировать быстро и эффективно.
Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся тривиальными, но книга обладает силой убеждения. Работая над ней, Рэнди Хинрич интервьюировал множество лиц, ответственных за корпоративные информационные системы. Из высказываний по поводу интранет-технологии он выбрал наиболее часто повторяемые и привел их в качестве приложения. С некоторыми из них, с разрешения автора, хотелось бы познакомить читателей PC Week/RE.
10 истин интранета
1. Интранет - это искусство, а не наука. “Главное достоинство интранет - способность выразить человеческие формы мышления и чувствования”.
2. Проектирование должно быть сосредоточено не на технологиях, а на целях бизнеса. “На протяжении по крайней мере двух тысячелетий способность людей к достижению целей бизнеса, к обеспечению руководства, к оценке ситуации опережала технологии”.
3. Принципиально важно то, как используется интранет. “Здесь полная аналогия со знаниями, критично не то, что вы выучили или запомнили, а то, как вы можете продуктивно использовать накопленные знания”.
4. Разработка интранет имеет естественный характер. “Человек - ядро интранета. Доминировать должны человеческие ценности, принципы и законы”.
5. Если пользователь освоил определенный тип программного интерфейса, он не захочет быстро отказаться от него. “Мы, разумеется, приветствуем открытые стандарты Интернета. Но в данном случае вопрос не в косности сознания, а в эффективности использования имеющихся навыков”.
6. Преимущества получают те разработчики, чьи продукты лучше приспособлены к пользовательским требованиям. “Пользователь (внутренний или внешний) - душа интранета. Стремитесь как можно полнее обеспечить его, работайте на него”.
7. Централизованное администрирование и децентрализованная структура интранета гарантируют единственную точку доступа для сотрудников и пользователей. “Сделайте это своим кредо, не рассматривайте других альтернатив”.
8. Вы должны как можно чаще входить в интранет и выходить из него, вы сами должны научиться пользоваться им, стать его частью. “Создайте свой собственный сайт, работая с ним, вы обнаружите возможные сложности и ограничения”.
9. Пользователи сумеют воспринять интранет. “Дайте пользователям информацию, они будут работать, они смогут творить, они справятся с хаосом и обеспечат сдвиг парадигмы”.
10. Сеть - это компьютер, интранет - это сеть. “Подготовьтесь к цифровой экономике”.
10 вопросов и ответов о бизнесе и интранете
1. Что дает интранет для бизнеса? “Способность к коммуникации, корпоративной работе и возможность оперативно получать любые данные о деятельности компании”.
2. Сколько стоит интранет? “Возможно, у вас уже имеется в наличии все необходимое, чтобы создать интранет. Начальная стоимость удивительно низка. Обратите внимание на скрытые составляющие: стоимость поддержки содержания (контента) и стоимость эксплуатации”.
3. Что нужно сделать, чтобы научить сотрудников использовать интранет для повышения эффективности своей работы? “Дайте им в руки инструмент, покажите, как он действует, и предоставьте возможность для самостоятельной работы”.
4. Как соотносится интранет с более традиционными сетевыми технологиями? “Интранет - это плод эволюции сетевой среды. Чтобы выжить, надо адаптироваться к эволюционным переменам”.
5. Кто такой Web-мастер? “Проповедник, менеджер, управляющий знаниями, учитель”.
6. Заменит ли интранет существующую бумажную технологию или будет существовать параллельно с нею? “На первых порах, скорее всего, второе, но очень скоро произойдет замена”.
7. Как используют интранет мои конкуренты? “Используют, чтобы конкурировать с вами. Большинство из них создает эффективные внутренние модели, которые позволят им реагировать на изменение ситуации быстрее вас”.
8. Как следует организовать информацию, чтобы улучшить ее использование? “Придерживайтесь предельно простых принципов. На одном экране не должно быть пяти-семи содержательных полей. Уделяйте внимание средствам поиска и агентским технологиям, которые позволят собирать информацию о пользователях”.
9. Что можно сказать о Lotus Notes и других средствах для групповой работы? “Они будут ассимилироваться с интранет, привнесут в него свой опыт”.
10. Как много времени потребуется на обучение пользователей? “Примерно 4 часа на обучение доступу к корпоративным данным и столько же на обучение созданию собственных страниц. А дальше доверьтесь их способности к самообразованию”.
10 спорных вопросов
1. Интранет безопасен? Да: размеры опасности часто преувеличиваются. Нет: опасность исходит от внутренних пользователей.
2. Можно ли воспользоваться аутсорсингом для разработки интранета? Да: аутсорсинг ускоряет процесс создания. Нет: вы не можете отдать создание контента сторонней организации.
3. Потребуется ли дополнительное оборудование? Да: некоторые специализированные средства оказываются более эффективными. Нет: поначалу без них можно обойтись.
4. Потребуются ли каналы с более высокой пропускной способностью? Да: особенно если вы намереваетесь использовать аудио- и видеоданные и предполагаете рост трафика. Нет: наиболее модные новинки станут популярными не ранее чем через пять лет, вы можете подождать.
5. Могу ли я допустить централизованное управление и децентрализованное создание контента? Да: вы сможете эффективно управлять сетью и Web-серверами. Нет: велика опасность хаоса.
6. Можно ли доверять внешним консультантам? Да: консультанты помогут вам проанализировать процессы и потоки, быстро создать собственные сайты. Нет: вы должны опираться на собственный персонал, на багаж его знаний, тогда ваши сайты будут создаваться соответственно взглядам ваших работников.
7. Просто ли интегрировать в интранет существующие данные? Да: в том случае, если вы используете соответствующую систему хранения данных. Нет: приложения должны использовать формат HTML, форматы OBDC и JDBC пока не поддерживаются.
8. Потребуется ли переобучение персонала? Да: необходимо всеобщее обучение навигации в гипертекстовом пространстве, а также принципам создания, редактирования и публикаций web-документов. Нет: в действительности обучать нужно только персонал, занимающийся технической поддержкой.
9. Правда ли, что управление контентом требует значительных затрат? Да: стоимость управления контентом - самая заметная составляющая скрытых затрат. Поддержание информации в актуальном состоянии требует привлечения большого числа сотрудников. Нет: при разумной организации, когда деятельность отдельных лиц, создающих контент, координируется специально выделенными редакторами, затраты могут быть сокращены.
10. Легко ли конвертировать имеющиеся данные в интранет? Да: значительная часть информации не требует конвертирования, потому что навигаторы могут читать данные разных типов. Нет: сложность представляют электронные таблицы с большим числом макросов и документы, подготовленные с помощью настольных издательских систем.
В одной из книг, посвященных интеллектуальному капиталу, мне встретилось следующее определение этого предмета: “Представьте себе офис вашей фирмы закрытым на ночь. Это и есть компания за вычетом интеллектуального капитала”. В отношении интранета это определение можно переформулировать следующим образом: “Интранет - это внутренний Web плюс контент плюс человеческий фактор”. Создание интранет таит в себе опасность построения такого “дома”, куда люди попросту никогда не смогут войти. Убедиться в истинности всего сказанного достаточно просто. Сегодня внутренним сайтом в компаниях уже никого не удивишь, на большинстве рабочих мест есть компьютеры, т. е. с точки зрения состава программных и аппаратных средств интранет есть, однако часто ли в этом доме кипит жизнь?