Алексей Максимов
Рынок карманных компьютеров весьма невелик, особенно если его сравнивать с рынком настольных машин. Зато он отличается исключительно высокими темпами роста. По данным исследовательской фирмы Dataquest (www.dataquest.com), за 1997 г. рынок КПК вырос на 65% и достиг объема продаж - 2,4 млн. устройств.
Карманные компьютеры отличаются большим разнообразием, что создает определенные проблемы для маркетологов. Во-первых, все сделанные Dataquest оценки относятся к устройствам общего назначения. Кроме того, компания подразделяет класс КПК на два подкласса - стандартные и расширяемые системы. К стандартным относятся карманные компьютеры, совместимые с принятыми в этой отрасли стандартами на программное и аппаратное обеспечение. Их размеры составляют примерно 4х7х1 дюйм, а масса - около 450 г. Под расширяемыми карманными устройствами Dataquest понимает компьютеры, допускающие добавление памяти или приложений, но уникальные для конкретной системы или семейства. Такие КПК имеют меньшие размеры: 3х6х0,75 дюйма при массе менее 450 г. Все они оборудованы клавиатурой и работают от батареек. Надо отметить, что такое разделение, имеющее исторические корни, становится все более условным.
К стандартным КПК отнесены такие наиболее популярные на этом рынке продукты, как органайзеры PalmPilot корпорации 3Com и устройства на основе Windows CE. Стандартные устройства занимают почти две трети всего рынка КПК (65%), а лидирует на нем по итогам 1997 г. PalmPilot (63% сегмента стандартных КПК, 41% всего рынка), который еще больше укрепил свои позиции по сравнению с 1996 г., когда он смог захватить 51,7% рынка стандартных устройств. У 3Com космический показатель роста продаж - 183%, всего корпорация поставила 360 тыс. этих органайзеров.
Далеко позади осталась Hewlett-Packard с 15% рынка стандартных КПК. Правда, этой компании удалось возглавить сегмент Windows CE - на ее долю пришлось 43% всех проданных устройств на основе компактной ОС Microsoft. Идущие следом Casio и Philips смогли получить 17 и 16% этого сегмента соответственно. В общем итоге поставщики машинок с Windows CE так и не смогли всерьез посоревноваться с 3Com - на долю устройств этого типа в 1997 г. пришлось лишь 26% рынка стандартных КПК.
Сегмент расширяемых КПК (35% всего рынка, 854 тыс. проданных устройств) явно отстает - за год он вырос лишь на 7%. Лидирует здесь Sharp, модели которой популярны в основном в Японии. Ее доля рынка расширяемых КПК составила 56%.
По мнению Майка Макгира, старшего аналитика Dataquest по программе исследования мирового рынка мобильных систем, основной движущей силой развития КПК пока остается спрос со стороны индивидуальных пользователей. “В то же время все больший интерес к сверхпортативным компьютерам типа PalmPilot и Palm-size PC начинают проявлять корпорации, - отметил он, - кроме того, с появлением Palm-size PC мы ожидаем обострения конкуренции Windows CE с платформой корпорации 3Com”.
Поживем-увидим. В прошлом году тоже было много прогнозов, связанных с выходом Microsoft на рынок КПК. Однако, как видно из результатов исследования Dataquest, PalmPilot не только не отступил, но заметно увеличил свою долю рынка. Что действительно удалось сделать Windows CE, так это серьезно потеснить несколько частных платформ.