Компонентная революция
Сергей Бобровский
16 июня в отеле “Балчуг-Кемпински” прошел семинар “Объектно-ориентированные технологии в ответственных информационных приложениях”, организованный компанией BEA Systems. Несмотря на жару и время отпусков, на семинар пришло довольно много народа - около сотни слушателей. Может быть, поэтому некоторые из них не получили обещанной книги о разработке трехзвенных приложений, а автору этих строк не досталось даже папочки с материалами о BEA, в связи с чем ему пришлось путешествовать на www.beasys.com, дабы уяснить некоторые детали.
Первым на семинаре выступил Клаус Томас, эксперт по программным продуктам уровня middleware германского отделения консалтинговой компании Gartner Group. Эта компания, насчитывающая в своих рядах 500 аналитиков (из них 50 работают в Европе и 1 в России), занимается исследованием рынка ИТ, анализом тенденций развития технологий и выработкой для компаний стратегических рекомендаций - когда следует начинать использовать новые технологии, как и в каком направлении менять свой бизнес.
Хочется отметить высокий профессионализм Томаса - за его выступлением явно стояла глубокая аналитическая работа. Практически все слайды, которые он демонстрировал, несли смысловую нагрузку и наглядно характеризовали те или иные тенденции развития ИТ. К сожалению, российские компании во время своих презентаций нередко пичкают публику откровенной ерундой.
Томас считает, что корпоративные приложения, к которым предъявляются повышенные требования по надежности и быстродействию, можно создавать только на базе систем управления объектно-ориентированными транзакциями (OTM). Интересно, что софтверные компании переводят OTM как Object Transaction Manager, а Gartner Group - как Object Transaction Middleware.
OTM служат фундаментом для сложных систем. К таковым Gartner Group относит приложения, способные одновременно работать с 10 тыс. пользователей и круглосуточно обрабатывать от 100 до нескольких тысяч транзакций в секунду. Таким требованиям соответствуют мониторы транзакций (МТ). Если сравнить МТ с хорошо известной, более надежной, содержащей меньшее число ошибок технологией оперативной обработки транзакций OLTP, существующей десятки лет со времен мэйнфреймов, то окажется, что MT имеют преимущества в гибкости, относительной простоте и скорости создания готовых приложений. Основная идея МТ - выделение для обработки потоков информации между клиентом и сервером дополнительного звена, оптимизирующего этот трафик. Преимущество подобного подхода заключается в легкой масштабируемости приложения (для увеличения числа рабочих мест надо лишь поменять сервер с МТ) и поддержке функционирования ПО в гетерогенных сетях (все проблемы с интеграцией программ, работающих на разных платформах, берут на себя МТ).
По данным Gartner Group, в 2000 г. число инсталляций Unix и Windows NT как платформ для приложений, использующих трехзвенную архитектуру, сравняется, а доля мэйнфреймов несколько понизится. Для работы небольших и средних систем, не требующих высокой производительности сервера, будет использоваться Windows NT, для крупных приложений с числом пользователей до 3 тыс. - Unix, для очень больших систем - мэйнфреймы.
В 2002 г. произойдет компонентная революция - массовый переход к распределенной архитектуре. 75% корпоративного ПО будет выполняться в компонентных моделях DCOM и Java/ CORBA. В приложениях уровня middleware будут использоваться в основном объектно-ориентированные OMT, обеспечивающие быструю разработку программ и хорошую надежность.
85% фирм будут приобретать ПО для создания подобных систем у одного поставщика. К этому времени 90% компонентных приложений начнут использовать мэйнфреймовские технологии, с помощью которых удастся обрабатывать порядка 10-15 млрд. транзакций в день, технологии активных серверов (Active Server, 1 млрд. транзакций в день) и технологии Java/CORBA (0,1-0,2 млрд. транзакций в день).
Эдуард Брагинский, вице-президент по стратегическим инициативам компании BEA Systems, рассказал о новом продукте для этой ниши рынка - системе управления транзакциями M3, представляющей собой верхнюю часть айсберга технологий BEA ICEBERG OTM. M3 вышла на рынок 2 июня. Фактически это COM-объект, его работа полностью прозрачна для пользователя. M3 в течение двух лет создавали специалисты BEA, IBM, Oracle, Sybase и других компаний, стремясь сделать продукт максимально простым в использовании.
Корпоративные покупатели сегодня ищут новые технологии, которые позволят им легко создавать сложные приложения. Банкам, например, очень важно получать и обрабатывать в реальном масштабе времени оперативную информацию из разных источников, а также быстро менять свои системы, приспосабливая их к нуждам динамичного рынка. Для этого есть готовая технология распределенных объектов (компонентная модель). Она реализована, в частности, в системе M3, предназначенной для быстрого создания бизнес-приложений. В нее включена большая библиотека готовых решений, сформированных на базе конкретных внедрений. M3 поддерживается системой проектирования Rational Rose, позволяющей строить модель бизнес-объектов и получать автоматически сгенерированный программный код. M3 используют такие крупные компании, как Ameritech, DHL и др.
Г-н Брагинский отметил, что M3 не надо путать с другим продуктом BEA - масштабируемым сервером Tuxedo, оптимизирующим обработку большого объема транзакций. M3 - не новая версия Tuxedo, а отдельный продукт, хотя и тесно интегрированный с Tuxedo.
Более подробно с M3 можно познакомиться в фирме “ВИАТ”.
Телефон “ВИАТ”: (095) 420-2016.