Конференция SAPPHIRE-98 в Мадриде сопровождалась испанскими танцами и захватывающими дух фейерверками
Игорь Альтшулер, Елена Монахова
В конце июня в Мадриде отгремела (в буквальном смысле этого слова - залпами орудий для фейерверка) европейская конференция партнеров, пользователей и разработчиков фирмы SAP AG - SAPPHIRE-98. В предыдущем номере мы уже поместили некоторую статистическую информацию (см. PC Week/RE, № 25, c. 13), позволяющую оценить размах этого мероприятия. Достаточно сказать, что заключительную встречу участников SAPPHIRE-98, организованную в виде крупномасштабной фиесты, пришлось проводить на стадионе. Если тенденции роста числа участников сохранятся, в будущем году у SAP возникнут большие проблемы с местом проведения съезда, ибо комплексов больших, чем мадридский Конгресс-центр, в Европе, похоже, нет (кроме того, чем больше участников, тем больше и претензий к организаторам).
Хеннинг Катерманн: “Мы будем развиваться широким фронтом”
В высшем руководстве SAP за минувший год произошли заметные изменения. Они были прокомментированы очень просто: “26 лет на рынке - это солидно, уходить надо, когда все в порядке, уступая дорогу тем, кто уже может взять ответственность на себя”.
Лозунг прошлогоднего конгресса SAP (“Быстрее, быстрее, быстрее”) тоже изменился и стал более человечным (“Быстрее, дешевле, лучше”) - лозунгосочинители в SAP времени зря не теряют. Любители музыки тоже активны - полноценный симфонический оркестр, составленный из сотрудников SAP, очень неплохо отыграл для участников форума концерт в двух отделениях.
Впрочем, SAPовцы уверенно владеют не только скрипками и виолончелями. По объему продаж клиент-серверных систем масштаба предприятия компания уверенно остается мировым лидером, 69% всех инсталляций R/3 приходится на Европу, большинство их выполнено для компаний с оборотом менее 500 млн. долл. в год. По оценкам западных экспертов, 64% всех имплементаций R/3 сегодня завершаются менее чем за 9 месяцев. Примерно половина инсталляций у SAP (по тем же оценкам) являются “продуктивными” (то есть реально используются клиентами для достижения своих бизнес-целей).
По нашему региону цифры пока скромнее: продажи SAP-продуктов в России и СНГ составляют лишь 2% от общего объема продаж в Европе, на 120 инсталляций приходится 28 продуктивных (так оценивают свои успехи представители московского офиса SAP). Зато по темпам роста (114% в год) SAP СНГ уступает лишь британским коллегам, может быть, поэтому седьмым официальным языком, на который переводились доклады конференции, стал русский. В толпе разноязычных приветствий появилось и наше “добро пожаловать”, относившееся, видимо, к прибывшей в испанскую столицу сотне клиентов SAP из России и стран СНГ.
Впрочем, слова словами, а дела делами. Во многих докладах звучало, что любая успешная организация должна быть клиенто-ориентированной. Правда, этот лозунг не очень согласовывался с практикой: из полутора часов, отведенных на пресс-конференцию, час с лишним члены правления SAP делали свои доклады и сообщения, оставив двум сотням журналистов менее получаса на вопросы.
SAP SCOPE - нужно увлекать будущим
Разумные люди на подобных массовых мероприятиях стараются говорить не столько о прошлом (хотя российским и иным пользователям R/2 наверняка было приятно услышать о том, что выпущенная еще в 1982 г. система будет поддерживаться до 2004 г.), сколько о новинках, стратегических направлениях развития, пытаются увлечь нынешних и будущих клиентов своим видением будущего. Руководство SAP не стало исключением и со вкусом преподнесло собравшимся, в частности, инициативу SAP SCOPE (Supply Chain Optimization, Planning and Execution, оптимизация цепочки поставок, планирование и выполнение) - единый концептуальный подход, который должен послужить платформой для развития следующих поколений бизнес-моделей.
SAP SCOPE включает такие новые продукты, как:
- хранилище бизнес-информации (Business Information Warehouse, BW);
- улучшенный планировщик и оптимизатор (Advanced Planner and Optimizator, APO), разработанный с участием французской компании ILOG;
- продукт для торговли (Sales Force Automation, SFA);
- поддержку коммерции от бизнеса к бизнесу (Business to Business Commerce, B2B).
SAP SCOPE - это интегрированный подход, который совмещает улучшенное планирование и оптимизацию с ERP-системами. Так, один из новых продуктов, улучшенный планировщик и оптимизатор (Advanced Planner and Optimizator, APO), поддерживает в режиме реального времени принятие решений, обеспечивающих эффективное управление цепочкой поставок. Пользователь может заводить собственные “плановые шаблоны”, взаимодействовать с таблицами в MS Excel. Кроме того, ему предоставляются простые инструменты для подготовки как стратегических планов высокого уровня, так и низкоуровневых операционных бюджетов.
APO использует мощный резидентный аналитический механизм (библиотеку улучшенных алгоритмов оптимизации) и специализированные, конфигурируемые объекты данных, дающие новые функциональные возможности, такие, как “инструментальная панель для моделирования и управления цепочкой поставок”, “планирование по запросу”, “планирование и развертывание сетевых поставок”, “производственное планирование и составление детальных расписаний”, “продуктовое планирование”.
Год назад в архитектуру Business Framework были добавлены возможности новой технологии liveCache (“живой кэш”), которая по существу представляет собой огромный буфер памяти. Он работает с оптимизированной структурой данных, семантически синхронизируемыми объектами данных и позволяет значительно ускорить исполнение приложений. Резидентная (в памяти) обработка данных стала возможной потому, что сегодня большие объемы RAM можно купить весьма дешево.
Первая поставка APO пользователям планируется на сентябрь, а к концу этого года должно начаться “серийное” использование продуктов SAP SCOPE.
Хранилище бизнес-информации BW объединяет большой объем организационно-экономической информации, накопленной SAP в течение многих лет для составления целенаправленных отчетов и проведения анализа деятельности предприятия, с современной технологией архитектуры хранилища данных. Таким образом, приложения системы R/3 связаны с хранилищем данных на основе модели совместимых бизнес-процессов. BW содержит такие компоненты, как сервер хранилища с интегрированным механизмом OLAP для многомерных ракурсов данных, активный репозитарий метаданных, управляющий всей этой средой, Business Explorer, использующий преимущества Excel и Интернета, средства автоматизированной загрузки и извлечения данных, инструментальные средства администратора.
Ну, кто здесь на нас с SAP’ом?
Продукт B2B позволяет конечным пользователям закупать нужные продукты и услуги непосредственно со своих рабочих мест, при этом отделы закупок займутся действительно стратегическими вопросами. А приложение для торговли SFA кроме привычных компонентов, таких, как “управление контактами”, “календарь”, “управление заказами”, “набор типовых соглашений”, содержит и не совсем обычные: “управление возможностями”, “цитатник”, “маркетинговая энциклопедия”.
Традиционные ERP-системы уже не справляются с обработкой огромного количества разнородных данных, поступающих как от самого предприятия, так и от многочисленных поставщиков, партнеров, пользователей. А обрабатывать все эти данные и принимать решения надо очень быстро. Поэтому SAP SCOPE называют новым измерением в концепции ERP. Не в последнюю очередь это связано с отношением SAP SCOPE к человеческим ресурсам. Взаимодействие продавцов, планировщиков, поставщиков и потребителей становится критическим для успеха организации. Концепция делает всех этих людей более близкими к предприятию, увязывая их в рамках единой цепочки поставок.
К торжественному маршу+ Покомпонентно и по отраслям+
Компонентная стратегия (пришедшая на смену монстрообразным единым продуктам), похоже, становится стандартом для лидеров рынка. Компонент - это часть ПО, обладающая способностью многократного использования и интероперабельностью (в случае с SAP - через открытые, опубликованные интерфейсы BAPI). Кстати, семейство BAPIs (Business Application Programming Interfaces) сегодня содержит уже более 400 интерфейсов. Компоненты собираются в продукты на основе рамочной архитектуры и могут использоваться в самых разных продуктах и решениях. Каждый компонент может поддерживаться разработчиками отдельно.
Компоненты допускают эволюционное развитие (или эволюционную революцию, как любят говорить склонные к парадоксам архитекторы больших систем). Конструкция компонентов ориентирована на бизнес-сценарии (включая, например, и централизованную, и децентрализованную инвентаризацию), что позволяет гибко реагировать на требования внешнего мира.
“Мы добиваемся того, - говорят специалисты SAP, - чтобы самые "породистые" (best of breed) программные продукты, популярные в тех или иных отраслях, могли свободно взаимодействовать с продуктами SAP. Крайне необходима возможность взаимодействия R/3 с продуктами третьих фирм (мы не можем разрабатывать все сами), интеграции с иными, например графическими, компонентами”. Почему SAP не концентрируется на отдельных, “выгодных” отраслях, а старается развиваться широким фронтом, охватывая около 60 отраслей? “Да потому, - ответил д-р Кагерманн, сопредседатель правления SAP, - что мы стремимся к надежности и оценке долгосрочных перспектив. Слишком быстро меняется рыночная ситуация, и мы хотим информационно поддержать предприятие, в какую бы сторону оно ни решило развиваться, какими бы причудливыми ни были сочетания его продуктов и услуг”.
Окончание следует