Игорь Альтшулер, Елена Монахова

 

Изменяется мир - изменяемся мы

Проблема 2000 года для информационных систем хоть и стала знаменитой, вряд ли станет основной. Есть и другие, не менее важные, если внимательно посмотреть вокруг.

Лишь полгода осталось до ввода в действие единой европейской валюты евро. С одной стороны, европейские фирмы в результате введения единой валюты смогут трансформировать свой бизнес, улучшить бизнес-процессы, оптимизировать существующую техническую инфраструктуру. С другой стороны, путь к евро для многих стран и компаний станет настоящим хождением по мукам. Ведь придется впервые в истории согласовывать, “выравнивать” налоговые системы, экономические механизмы. А сколько юридических проблем возникнет и уже возникает...

Как было объявлено на конференции, для R/3 версии 3.0 и выше, а также для R/2 версии 5.0 и выше фирма SAP предлагает компонент, обеспечивающий все необходимые действия (операции) с единой евровалютой в рамках Европейского Содружества (в частности, и в период существования в государствах двойной валюты). То есть ПО фирмы SAP полностью соответствует всем рекомендациям Наблюдательного Совета ЕС и содержит соответствующие инструменты, позволяющие конвертировать местную валюту в евро, корректно работать со старыми базами данных, плавно и правильно изменять цены в прайс-листах, без ошибок составлять отчеты (что особенно важно в переходный период).

Меняются сами основы функционирования многих компаний. Другими словами, происходит очень важный переход от менеджмента, ориентированного только на получение прибыли, к менеджменту, нацеленному на повышение ценности компании для акционеров, сотрудников, партнеров, инвесторов, всего общества (в это понятие входят и цена капитала, и движение денежных потоков, и обеспечение роста в долгосрочной перспективе).

Ценность компании может быть увеличена или сведена на нет в любой точке, где принимаются решения. Руководитель должен глубоко осмыслить, что именно влияет на ценность компании (вспомним, что завышенные рыночные ожидания, например, влекут за собой огромные проблемы), сделать это понятие главным критерием для принятия управленческих решений, внедрить его в культуру своей компании. При этом на каждом этапе необходимо опираться на отлаженные информационные системы, иначе поставленные цели могут быть не достигнуты из-за сбоев при сборе внешних и внутренних данных, их анализе и составлении прогнозов на их основе.

Так выглядит “кабина управления”. Стоимость ее создания

специалисты N.E.T. Research оценивают в 10 тыс. долл.

Современные ERP-системы - это интегрированное решение, позволяющее предприятию планировать действия, контролировать их выполнение и управлять бизнес-процессами через горизонтальную цепочку. Оно охватывает процесс продажи, планирование поставок материалов, управление складами, финансовое управление, автоматизацию бухгалтерского учета и управление персоналом. Популярная на Западе концепция “расширенной цепочки поставок” (Extended Supply Chain), реализованная сегодня в продуктах основных поставщиков ERP-систем, означает, что планирование и отслеживание денежных и финансовых потоков теперь ведется не только внутри предприятия и его филиалов, но и распространяется на закупку сырья и отслеживание спроса со стороны потребителей. Технически все это достигается за счет использования стандартных коммуникационных протоколов и общих объектов между компонентами, стандартного определения разделяемых данных и стандартных правил доступа к данным.    

Вертикальная ориентация

Стратегическое управление предприятием (Strategic Enterprise Management, SEM) - парадигма, которая дополняет все эти принципы и ориентируется уже на вертикальную интеграцию для поддержки процессов управления верхнего уровня, таких, как стратегическое планирование, управление рисками и т. п. Компании, вложившие средств в ERP-системы, уже обладают главными информационными ценностями. Своевременно и грамотно воспользоваться ими, реализовать заложенный в них потенциал и помогает концепция SEM.

Речь уже не идет о новых программах, компьютерных технологиях или даже решениях, речь идет о самом бизнесе, его сути и ценностях. Время пассивных акционеров и управленческих решений, принятых без оглядки на инвесторов, прошло. SEM построена на основе хранилища бизнес-информации, интегрирует стратегическую, финансовую и оперативную информацию.

Эта концепция поддерживает двунаправленные потоки информации: корпоративные стратеги могут наблюдать, используя обратную связь, что же происходит в бизнесе, и изменения в стратегии затем опускать на операционный уровень. SEM базируется на рамочной архитектуре (Business Framework), BAPI-технологии (Business API) и строится компонент за компонентом.

Основные компоненты SEM:

- бизнес-планирование и бизнес-имитация;

- бизнес-консолидация (с использованием Web-инструментов) и “конденсация” (когда речь идет не только о финансовой, но и о нефинансовой информации);

- корпоративный монитор для представления ситуации (Corporate Performance Monitor);

- управление отношениями с инвесторами, сотрудниками, поставщиками и т. п.

Используя SEM, нынешние и потенциальные инвесторы могут получить общее представление о ситуации на предприятии (в корпорации), например, через Интернет.    

Мне сверху видно все, ты так и знай

Еще одна новинка в рамках SEM - “Management Cockpit” (“кабина управления”), мощное коммуникационное средство, позволяющее отображать результаты деятельности в более эргономичной форме. “Кабина управления” - это набор мониторов, на которых отображаются в графической форме ключевые индикаторы так, что сразу видно, соответствует ли реальное положение дел на всех уровнях бизнеса поставленным стратегическим целям. Руководители просто обязаны смотреть “поверх деталей”, чтобы увидеть картину в целом. “Кабина управления” (по аналогии с кабиной пилота или диспетчера, управляющего полетами) - это инновационная концепция презентации (практически в режиме реального времени!) критической для менеджмента информации. В такой среде более эффективны совещания и иные формы общения (сравните с уже реализованной в России ситуационной комнатой, о которой мы рассказывали в PC Week/RE, № 22, с. 42).

Стены такой “кабины” имеют разный цвет: голубая отражает на своих мониторах внутренние процессы (такие, как повышение производительности и улучшение качества), черная - ключевые финансовые показатели, критические факторы успеха, тенденции, на мониторах красной стены отражаются действия пользователей и конкурентов, рыночная ситуация, а на белой - ситуация со стратегическими проектами. Наборы экранов существуют не сами по себе, а отвечают на ключевые вопросы, например: “не слишком ли высок риск?”, “что делают наши конкуренты?”, “довольны ли наши пользователи?”, “успешно ли продвигаются наши ключевые проекты?”.

Естественно, возможны различные наборы индикаторов и различные сценарии работы с ними. Применение технологии drill-down позволяет не только ознакомиться с агрегированной информацией, но и выяснить, откуда она взялась. Все данные для “кабины управления” поставляются системой R/3, а вот над системой их представления и отображения долго экспериментировала (обучая людей, отрабатывая отраслевые шаблоны) бельгийская фирма N.E.T. Research, партнер SAP в области эргономики и неврологии (вот, оказывается, какие науки нынче полезны для разработчиков софта!).    

Будь готов! - Всегда готов!

Концепция Ready-to-Run R/3 (система, готовая к использованию) означает, что вместе с полным набором аппаратного и программного обеспечения вы получаете предварительно сконфигурированную под ваши нужды и установленную систему R/3 (естественно, вместе с операционной системой и СУБД). Остается распаковать, все подсоединить и - можно работать (понятное дело, что в жизни в отличие от рекламных буклетов так не бывает, но тем не менее идея привлекательная и многообещающая).

Предлагаются различные типовые комплектации (ясно, что в них интегрированы знания и опыт множества экспертов) на базе различных программно-аппаратных платформ, диапазон - от 15 до 200 параллельно работающих пользователей. Как правило в Ready-to-Run R/3 (исключая версии для малых фирм) входят две системы R/3: одна для продуктивного использования, другая, поменьше, для развития, установки и тестирования апгрейдов. Вторая система фактически является тестовой и позволяет оградить от экспериментов работающую систему, при этом предусмотрен механизм переноса отработанных изменений из тестовой в основную систему.

Вопросы подбора и конфигурации оборудования, сетей, “подгонки” системного и прикладного программного обеспечения - все это поставщик решения берет на себя. Поставка может быть выполнена как в полном объеме, так и поэтапно, при этом тестовая система поставляется первой, чтобы пользователи могли освоиться.

Разными решениями диктуются и разные роли. Если раньше SAP вела своими силами ограниченное число проектов, то потом, когда проектов стало много, она стала чаще выступать в роли “играющего тренера”. Теперь количество проектов, выполняемых силами самой компании, вновь уменьшилось, зато SAP берет на себя полную ответственность за решение, стараясь при этом минимизировать суммарную стоимость владения (от первичной оценки до поддержки эксплуатации и внесения изменений). Этим, в частности, объясняется и появление концепции Ready-to-Run.    

Человек - это звучит гордо! Если это наш человек

Пожалуй, никогда еще разработчики КИС не говорили так много о человеческом факторе. Для начала несколько цитат: “TeamSAP - единое лицо”, “TeamSAP - это команда, которая относится к вашему бизнесу так, как вы сами к нему относитесь”, “TeamSAP - это правильные люди, правильные процессы и правильные продукты”. Акции компании, по мнению руководства SAP, должны иметь и топ-менеджеры, и рядовые сотрудники. Они должны быть не только активны, мобильны и заинтересованы, но еще и подготовлены и уполномочены, чтобы идентифицировать и решать проблемы.

Разработана целая программа перехода к самообразованию (включающему тренинги и освоение корпоративного языка), самоуправлению (связанному с развитием потенциала и навыков сотрудников, отслеживанием производительности командно-ориентированной работы) и самомотивации. Не забыты и пользователи. SAP объявила конкурс “рацпредложений” среди пользователей, выставив неплохие призы (первый приз - престижный автомобиль).

Телефон московского представительства SAP: (095) 755-9800, адрес: www.sap.com.

Версия для печати