Михаил Вольф

Сегодняшний Египет относится к числу самых быстрорастущих рынков Internet. История освоения виртуальных богатств в этой одной из крупнейших стран арабского мира началась в 1993 г., когда государственная организация под сложным названием Центр региональных информационных технологий и программного инжиниринга (Regional Information Technology and Software Engineering Center, RITSEC) получила задание предоставлять фирмам, университетам и прочим достаточно представительным организациям бесплатный доступ к кладези мировой информации. Число таких счастливчиков составляло тогда около 3 тыс. пользователей. Но и этой более чем скромной аудитории хватило для того, чтобы телефонные коммуникации были постоянно заняты. Разгадка оказалась простой: в выходные многие сотрудники приводили к себе на службу всю свою родню и всем семейным кланом рыскали по Internet в поисках необходимых данных - например, для подготовки школьных заданий.

Следующая важная страница в истории египетского Internet была открыта в 1996 г. - когда государство разрешило коммерческое использование Сети. На рынке сетевых услуг один за другим стали появляться Internet-провайдеры. Сегодня их 39. Правда, по оценкам экспертов, дела идут хорошо далеко не у всех, от силы у 4 - 5 фирм. Тем не менее за прошедшие пять лет число людей, вовлеченных в виртуальное сообщество, выросло в Египте многократно и составляет, по данным RITSEC, 81 тыс. Интересно, что почти трем четвертям из них это членство ничего не стоит - они продолжают наслаждаться возможностями времен бесплатного подключения. Однако той 21 тыс. клиентов, которым все-таки приходится платить, удовольствие виртуальных блужданий обходится недешево. Цены и порядок оплаты достаточно разнообразны: у одного провайдера речь идет о фиксированной стоимости (105 египетских фунтов), другие дают пользователю право на бесплатную загрузку лишь 40 Мб информации, после которых вступают в силу весьма чувствительные расценки.

В Internet-кафе, с успехом действующих в столице страны, минимальная стоимость одного часа равна 10 фунтам - столько стоят, например, 10 л бензина. Но столики с компьютерами практически никогда не пустуют. Оно и неудивительно - в многомиллионном Каире не больше полутора десятков таких заведений. Конечно, виртуальное времяпрепровождение по карману исключительно хорошо зарабатывающим представителям верхушки среднего класса. В стране, где до сих пор каждый кинофильм, каждый импортируемый иностранный журнал и т. п. проходит строгую государственную цензуру, Internet предоставляет гражданам единственную возможность удовлетворить свою потребность в полной и независимой информации. Для мусульманской молодежи это еще и уникальный шанс вступать в контакт с противоположным полом - по переписке или в чатах.

Основная проблема египетских пользователей Internet - низкая пропускная способность сетей, приводящая к мучительному ожиданию у экранов, которое нередко оказывается безрезультатным из-за сбоя на линии. Причина - устаревшие медные провода, лишь с недавних пор неспешно заменяемые на оптоволоконные. Каналы связи предоставляет все тот же RITSEC, остающийся главным контролером страны в делах Internet. В некоторых случаях, когда речь идет о зарекомендовавших себя провайдерах, министр информации Сафват Эль-Шариф (Safwat El-Scharif) разрешает им покупать спутниковые каналы у иностранных телекоммуникационных служб.

Для подавляющего большинства из 65 млн. граждан страны Сеть остается и надолго еще останется сфинксом, не имеющим совершенно никакого отношения к их повседневности. Можно сказать, что египетский Internet существует пока только в пределах Каира. Однако главное уже сделано - Египет вырван из плена информационного вакуума.