Операторы связи и поставщики услуг готовы взяться за стандарт IMA
Паула Мусич
Масштабируемость и гибкость применения глобальных вычислительных сетей (ГВС), о которых так долго мечтали пользователи, может быть обеспечена новым стандартом АТМ, когда его примут на вооружение операторы связи и поставщики сетевых услуг.
Стандарт IMA (Inverse Multiplexing for ATM - инверсное мультиплексирование для АТМ), утвержденный в прошлом году Форумом АТМ, открыл новые направления борьбы за потребителя на рынке многосервисных пограничных коммутаторов. И производители таких устройств не преминули воспользоваться этим: многие из них уже приступают к тестированию совместимости своих продуктов, созданных на основе этого стандарта.
Благодаря IMA поставщики услуг получают возможность закрыть брешь в передаче трафика АТМ, по одну сторону которой лежат экономичные, но сравнительно медленные каналы Т-1, а по другую - быстрые, но дорогие каналы Т-3. Новый же стандарт позволяет объединить трафик, проходящий по нескольким каналам Т-1, как если бы он передавался по одной линии связи. В результате общую полосу пропускания можно повысить до любого значения, кратного 1,544 Мбит/с.
Напомним, что пропускная способность каналов Т-3 и DS-3 составляет 45 Мбит/с.
“IMA дает мне возможность использовать медные кабели, - говорит Джо Лардиери, менеджер производства АТМ-продуктов корпорации GTE (Ирвинг, шт. Техас). - Этот стандарт открывает пути постепенного перехода на новую технологию, снижает начальные затраты на оборудование, устанавливаемое у потребителя, и, что еще более важно, создает новые перспективы развития сети”.
Свой вклад в формирование этого сегмента рынка внесли фирмы ECI Telecom и Timeplex Group, представившие на выставке Supercomm в июне в Атланте, шт.Джорджия, новые многосервисные пограничные коммутаторы.
В целом же рынок средств доступа в ГВС на базе АТМ является наиболее перспективным сегментом рынка коммутаторов АТМ - такого мнения придерживается Розмари Кочран, руководитель фирмы Vertical Systems Group (Дедхэм, шт. Массачусетс). По ее оценкам, в ближайшее время общий прирост здесь будет составлять 84% в год. Если в 1996 г. прибыль на этом рынке составила 56 млн. долл., то к 2000 г. она может возрасти до 647 млн.
Здоровая конкуренция, подкрепленная стандартом IMA, поможет снизить цены как на оборудование, так и на оказываемые услуги. В начале июня фирма Cisco Systems объявила, что стоимость подключения DS-0 в ее коммутаторе MGX 8800 будет рекордно низкой - 85 долл. Но всего через неделю фирма ECI еще понизила этот порог, пообещав, что покупателям NCX 1E4 интерфейс DS-0 обойдется всего в 60 долл.
“Совместимость позволяет намного сократить накладные расходы, ведь устройство А теперь может работать с устройством Б без каких-либо проблем”, - отмечает Лардиери.
Новые коммутаторы доступа, где реализован стандарт IMA, способны поддерживать целый ряд существующих сервисных интерфейсов, включая пересылку и маршрутизацию сообщений в сетях с ретрансляцией кадров, АТМ, SNA и IP.
Огромный разрыв в стоимости АТМ-каналов Т-1 и Т-3 удерживал многих конечных пользователей от применения технологии АТМ. И это несмотря на вполне приемлемую цену АТМ-канала Т-1, которая составляет в среднем чуть больше 500 долл. в месяц.
“Но переход на следующий уровень обходится намного дороже, ежемесячная плата за Т-3 составляет уже несколько тысяч долларов, - говорит Том Нолл, ведущий специалист корпорации CIMI (Вурхис, шт. Нью-Джерси). - И такой скачок способен отпугнуть покупателей приложений. Ведь на многих корпоративных узлах просто не нужна пропускная способность больше 6 Мбит/с”.
На сегодняшний день услуги на базе стандарта IMA предлагает только корпорация MCI Communications, но в ближайшие 12 месяцев такое положение должно в корне измениться. К декабрю на этот стандарт должна перейти корпорация Sprint, которая пока использует собственные нормы. А GTE, по словам Лардиери, намерена завершить тестирование новой службы к концу августа, чтобы сделать ее общедоступной в октябре или ноябре. В конце нынешнего и начале следующего года такие услуги начнут предоставлять и другие операторы.
Но для эффективного применения IMA нужно найти области, где в наибольшей степени проявляются все достоинства нового стандарта. Одна из них - прозрачное соединение ЛВС, о котором нам рассказал Михир Моханти, руководитель недавно развернутой программы IMA Interoperability Initiative (Инициатива по обеспечению взаимодействия средств инверсного мультиплексирования в каналах АТМ) и менеджер линии продукции фирмы Sentient Networks (Милпитас, шт. Калифорния). По его словам, каналы стандарта IMA дадут возможность корпоративным пользователям как бы раздвинуть рамки своих ЛВС и подключаться к другим узлам так, будто они находятся в этой же сети.
А по мнению Кочран и Лардиери, главным достоинством IMA для поставщиков услуг и для конечных пользователей является возможность применения в одной сети самых различных технологий, включая ретрансляцию кадров, РРР и АТМ.
“Дело не в том, что люди хотят получить АТМ, - уверена Кочран. - Им просто нужен выбор [услуг] и гарантированное качество обслуживания на прикладном уровне. А аппаратные средства доступа позволяют получить все необходимое без серьезной перестройки сети и быстро подключиться к магистрали АТМ или к центральному офису”.