Михаил Вольф

Борьба брони и снаряда, занимавшая на протяжении тысячелетий лучшие умы человечества, вышла на новый виток: в эпоху информационных противоборств броней стали системы шифрования набирающих все большую ценность данных, а снарядами - методики их дешифровки. Сводки побед и поражений, поступающие с этого в полном смысле слова невидимого фронта, сменяют друг друга, демонстрируя непрестанное развитие математического аппарата и растущую мощь вычислительной техники. Но недавние труды американского ученого Петера Шора грозят превратить в ничто самые мощные и изощренные заграждения систем кодирования.

Метод, развиваемый 39-летним математиком в течение последних пяти лет, позволяет разложить сколь угодно большие величины на составляющие, что является необходимой предпосылкой для вскрытия существующих сегодня кодов, например генерируемых на основе RSA-алгоритмов. Единственная загвоздка, позволяющая пока еще спать спокойно тем, кто несет ответственность за миллиардные денежные потоки, - для реализации разработок Петера Шора неприменимы даже супермощные современные компьютеры. Только принципиально новая генерация ЭВМ, так называемые квантовые компьютеры, воспринимающие последовательность нулей и единиц не по принципу “есть ток - нет тока”, а “квантовое состояние 1 - квантовое состояние 2” (т. е. различающих энергетические уровни ионов и электронов и поляризацию фотонов), сможет справиться с колоссальным объемом вычислений, порождаемым алгоритмом декодирования Шора. Кстати, эти алгоритмы пригодны только для вскрытия шифров - с их генерированием они не имеют ничего общего.

Несмотря на то что появление квантовых компьютеров - дело относительно отдаленного будущего (сам Шор отводит на их разработку от 10 до 50 лет), резонанс, вызванный работами американца, уже привел к беспокойству в экономике, что соответственно дало импульсы развития в “лагере брони”. “Шифровальщики уже трудятся над совершенствованием методик кодирования”, - констатирует отец “виртуальной отмычки”, получивший за свой вклад престижную премию на последнем международном математическом конгрессе, прошедшем в Берлине во второй половине августа.

Версия для печати