Модернизация корпоративных сетей дает технологии новый импульс
Пол Корженевски
Технология АТМ так и не смогла добиться того стремительного успеха, который ей пророчили производители в самом начале, однако и в аутсайдеры технического прогресса ее записывать не стоит. Хотя она не получила широкой поддержки на поле настольных систем, зато находит широкое применение в сетевых магистралях.
АТМ не только обеспечивает передачу данных на скоростях до 622 Мбит/с, но и обладает унаследованной устойчивостью к отказам: при использовании этой технологии данные могут направляться в обход поврежденных участков сети. Все это делает АТМ особенно пригодной для магистральных приложений, которые обрабатывают трафик всех подразделений, подключенных к ЛВС или ГВС.
В ноябре 1996 г. к модернизации своей сети приступила фирма Dr.Pepper/7Up (Плейно, шт. Техас). Существовавшая к тому времени линия связи на базе технологии 10 Мбит/с Ethernet, которая соединяла два здания, где работали 750 пользователей, уже достигла предела своих возможностей, и понадобились новые сетевые средства, способные обеспечить оперативный обмен информацией. В качестве возможных вариантов специалисты фирмы рассмотрели три технологии - АТМ, FDDI и Gigabit Ethernet.
Робин Хинсон, системный архитектор и инженер по планированию Dr.Pepper/7Up, пришел к выводу, что переход на FDDI связан с серьезными затруднениями, а Gigabit Ethernet недостаточно проверена в работе. Поэтому выбор был сделан в пользу АТМ.
К прошлому лету фирма провела оценку оборудования АТМ, выпускаемого самыми различными производителями, в том числе фирмами Bay Network, Cisco Systems и Fore Systems. В конце концов предпочтение было отдано продукции последней. “Fore выпускает очень гибкий набор оборудования, который легко интегрируется, и к тому же предлагает его по весьма разумной цене”, - отмечает Хинсон.
Dr.Pepper/7Up решила не ограничиваться модернизацией магистрали и обновить все подключения к настольным системам, проложенные по каждому этажу обоих зданий, переведя их на коммутируемую технологию 10/100 Мбит/с Ethernet. К марту нынешнего года доработка сети была завершена и, как ожидает Хинсон, ее новые возможности полностью удовлетворят потребности фирмы на ближайшие пять лет.
Сходная ситуация сложилась и в городе Хартфорде (шт. Коннектикут). Здесь к магистрали, составленной из нескольких волоконно-оптических линий, были подключены семь организаций городского самоуправления, включая отдел общественных работ и городскую библиотеку, расположенные в нескольких кварталах друг от друга. Для связи между отдельными зданиями использовались потоки Т-1, которые уже к прошлому году перестали справляться с возросшим трафиком. По мере того как пользователи сети (а их насчитывалось около тысячи) стали все чаще пересылать большие файлы, начали периодически возникать проблемы с пропускной способностью.
“В распределенной среде неоценимое значение приобретает сетевая производительность, - уверен Эл Тейксейра, менеджер поддержки пользователей из отдела информационных служб муниципалитета Хартфорда. - Предсказать заранее, какие типы файлов будут пересылаться из одного места в другое, невозможно, поэтому необходимо создать такую структуру, которая бы успешно справлялась с колоссальными флюктуациями нагрузки”.
Учитывая, что для подключения муниципальных агентств в Хартфорде используется маршрутизатор I-LAN фирмы Olicom, было решено перейти с каналов Т-1 на АТМ. Этот процесс начался в нынешнем году, и на сегодняшний день новой технологией уже охвачены четыре из семи организаций.
Технология АТМ находит применение и в магистралях ГВС, связывающих между собой офисы в разных городах. В качестве примера можно назвать страховую фирму Prudential Insurance Co. of America (Роузленд, шт. Нью-Джерси). В ней работает 75 тыс. служащих, а ее центры хранения данных располагаются в семи городах. Для связи между развернутыми мэйнфреймами, системами среднего звена и серверами на базе ПК здесь применяется 50 каналов Т-1.
Пять ведущих производителей коммутаторов АТМ
В конце 1996 г. специалисты фирмы пришли к выводу, что переход с каналов Т-1 на АТМ позволит резко снизить расходы на поддержание связи. В основу такого заключения был положен анализ тарифов телекоммуникационных компаний, которые взимают за АТМ-связь гораздо меньшие суммы, чем за линии Т-1. После этого фирма ознакомилась с образцами АТМ-оборудования, выпускаемого ведущими производителями средств для ГВС, включая Cisco, Fore и Nortel. Как и Dr.Pepper/7Up, фирма Prudential остановила свой выбор на продукции компании Fore Systems.
Для развертывания новой сети фирме пришлось арендовать каналы Т-3 у нескольких телефонных операторов. Вот что говорит по этому поводу Берни О’Нейл, вице-президент Prudential по распределенным вычислительным системам: “Конечно, мы бы предпочли иметь дело с одним поставщиком услуг, однако быстрый рост Интернета загнал многие компании в угол. Они оказались просто не в состоянии быстро развертывать новые сети и не способны удовлетворить постоянно растущий спрос на подобные услуги”.
Свое первое АТМ-подключение фирма осуществила в начале прошлого года, а уже к его концу полностью завершила переход на новую технологию. Результат превзошел все ожидания. “За прошедшие полтора года время простоя сети не превысило 15 минут”, - утверждает О’Нейл. Кроме того, полученная экономия уже полностью окупила те 1,8 млн. долл., которые Prudential затратила на модернизацию своей ГВС.
АТМ не хватает возможностей интеграции
Львиная доля сетевых подключений приходится на настольные системы, где АТМ почти не находит применения. Муниципалитет Хартфорда рассматривал возможность использования АТМ и в этом звене, однако избрал другой путь.
“В нашей смешанной сетевой среде подключениям АТМ пришлось бы взаимодействовать с каналами Ethernet и Token-Ring, - рассказывает Тейксейра, - однако интегрировать АТМ с другими сетевыми технологиями не так-то просто”.
Разработка стандартов, позволяющих АТМ работать совместно с другими сетевыми средствами, уже ведется, но, как считает аналитик фирмы Dataquest (Сан-Хосе, шт. Калифорния) Джек Армстронг, делается это слишком медленно.
Существует и серьезная проблема стоимости. Быстрое падение цен привело к тому, что коммутируемое подключение 10 Мбит/с Ethernet обходится сегодня менее чем в 100 долл., подключение 100 Мбит/с Fast Ethernet - в 200 долл., тогда как подключение АТМ стоит около 500 долл.
Еще одна область, где АТМ все еще никак не может получить широкого распространения, - серверные сети. Появление сложных клиент-серверных приложений, требующих высокой пропускной способности, заставило компании искать средства повышения производительности подключений. И победителем в этом сегменте рынка оказалась технология Fast Ethernet.
В конце 1996 г. к выводу о необходимости модернизации сетевой инфраструктуры пришла юридическая фирма Sonnenschein, Nath & Rosenthal (Чикаго, шт. Иллинойс). “Пользователи начали пересылать изображения и видеофайлы, а это серьезно сказалось на оперативности сетевой связи”, - сообщил Билл Вэнс, сетевой менеджер этой фирмы.
Для магистральных подключений было выбрано АТМ-оборудование фирмы Bay Networks, тогда как серверные каналы были переведены на технологию Fast Ethernet. “Когда делался выбор, мы не смогли найти на рынке нужного ассортимента АТМ-адаптеров”, - вспоминает Вэнс.
Производители и сейчас обращают основное внимание на адаптеры Fast Ethernet, так как этот сегмент рынка оказался более прибыльным. Продукты для сетей Ethernet уже широко применяются в настольных системах и серверах, а это значит, что они приносят большую прибыль, чем оборудование для АТМ.
По оценкам фирмы Dell’Oro Group (Портола-Вэлли, шт. Калифорния), которая специализируется на исследованиях рынка, в 1997 г. продажа оборудования для сетей Ethernet вышла на рубеж 8,8 млрд. долл., тогда как для АТМ-систем этот показатель составил лишь 614 млн. долл.
И все же экономические перспективы технологии АТМ выглядят не столь безнадежно. Как предсказывает Dell’Oro, в нынешнем году доходы от продаж АТМ-продукции вырастут до 1,3 млрд. долл. И произойдет это главным образом за счет распространения технологии в корпоративных магистралях.
Пол Корженевски, независимый обозреватель в области сетевых систем, живет и работает в г. Садбери (шт. Массачусетс). К нему можно обратиться по адресу: paulkorzen@aol.com.