Photokina’98: союз серебра и кремния

С 16 по 21 сентября в Кельне проходила 25-я международная фотокиновыставка

Алексей Максимов    

Немецкий город Кельн встретил гостей и участников Photokina’98, крупнейшей в мире выставки фото- и кинотехнологий, холодной и дождливой погодой, грозившей омрачить праздник, тщательно подготовленный его устроителями.

Однако серенькое небо лишь подчеркнуло многокрасочность экспозиции 25-й юбилейной Photokina, разместившейся в 14 павильонах и занявшей примерно 180 тыс. кв. м выставочной площади. Размах шоу подтверждают и такие цифры: в ней участвовало 1544 фирмы из 47 стран мира, а посетило выставку 168 тыс. гостей из 139 стран.

Мобильный фотокомплекс

Mitsubishi Electric

Надо сказать, что выставочная индустрия Германии вообще поражает своим размахом. Любой мало-мальски уважающий себя немецкий город имеет свою Messe - ярмарку, традиция проведения которой уходит корнями в далекое прошлое. Например, в 14 павильонах

KolnMesse (275 тыс. кв. м в помещениях и 52 тыс. кв. м на открытом воздухе) за год проходит 40 выставок, охватывающих 25 отраслей промышленности. В них участвуют около 38,5 тыс. фирм-экспонентов и примерно 2,1 млн. посетителей. А ведь это далеко не самый большой немецкий экспоцентр!

Как ни печально, ни один отечественный выставочный комплекс, включая московский “Экспоцентр”, не может конкурировать с ультрасовременными ярмарочными комплексами немецких городов, располагающими не только огромными выставочными площадями, но и развитой информационной, транспортной и гостиничной инфраструктурой. Возможно, раньше, еще до наступления в России полной победы шопинга над производством, с ними могла посоревноваться ВДНХ - да и то лишь по масштабам, а не по содержанию.

Профессиональные технологии - в массы

В отличие от прошлых лет организаторы шоу решили не разделять посетителей на любопытствующих потребителей и вдумчивых профессионалов, впервые за историю Photokina предоставив возможность любому из них осмотреть все залы по единому билету. Интересно, что политика неограниченного допуска посетителей на профессиональные выставки становится практически повсеместной. Очевидно, что вовсе не ради увеличения сбора от продаж билетов; таким образом делается попытка расширить влияние как на формирование прямого спроса конечных пользователей, так и на опосредованное продвижение продуктов, предназначенных, например, для сервисных организаций.

Так, отделение Electronic Visual Systems (EVS) компании Mitsubishi Electric, известное своей дорогой профессиональной аппаратурой для термосублимационной печати изображений, постаралось наглядно продемонстрировать возможности ее потребительского использования в качестве альтернативы моментальной химической фотографии. Любопытно, что еще до Photokina мобильный фотокомплекс прошел обкатку на московской публике, вышедшей на улицы столицы в День города. По словам директора EVS Ханса-Альберта Бреттшнайдера, компания возлагает особые надежды на интерес простых людей, ведь необходимость быстро, недорого и качественно сфотографироваться, например на документы, возникает у каждого из нас довольно часто. Как выяснилось, в уже ставших популярными у москвичей фотокиосках на станциях метро установлены принтеры Mitsubishi, правда, представители компании посетовали на отклонения от технологии при их эксплуатации, приводящие к заметной потере качества. Но это уж от бедности.

О том, что организаторы шоу смогли достичь желаемого контингента посетителей, свидетельствует и статистика: 46% визитеров составили профессионалы, 35% - частные лица и 19% - реселлеры.

Цифровизация фототехнологий ускоряется

Должен признаться, что ни одна из до сих пор увиденных выставок не произвела на меня столь яркого и оптимистического впечатления, даже самая большая ИТ-выставка CeBIT в Ганновере. И связано это с тем, что нынешняя Photokina стала настоящим праздником цифровых технологий, стремительно отвоевывающих себе место под солнцем как на массовом, так и на профессиональном фоторынках. Практически все компании, за исключением, пожалуй, производителей фотоальбомов и фоторамок, не обошли своим вниманием электронику. Выставка показала, что цифровая обработка изображений применяется сегодня на коммерческом уровне на всех стадиях фотопроцесса, начиная от этапа захвата изображения и заканчивая его отображением на экране или бумаге. При этом исповедуется гибкий подход: если электроника успешно конкурирует с химией по цене и качеству, то ей отдается явное предпочтение, поскольку для всех очевидна перспективность цифровизации. Если коммерческое применение той или иной цифровой технологии пока экономически не оправдано или она не позволяет достичь требуемого качества, то предлагаются гибридные комплексы, сочетающие преимущества захвата, обработки, передачи и хранения изображений в электронном виде с возможностью дешевого химического изготовления крупноформатных отпечатков на обычной фотобумаге.

Я бы особо выделил две тенденции. Первая: цифровая фотография прошла фазу первичного развития на уровне отдельно взятых цифровых фото- и видеокамер, фотопринтеров и подсистем памяти, теперь компании сосредоточили усилия на создании комплексных решений, интегрирующих все необходимые пользователю компоненты в единый комплекс совместимых устройств, объединенных программной оболочкой. Вторая тенденция заключается в резком оживлении сферы фотоуслуг, активно эксплуатирующей современные информационные технологии и каналы связи. Так, по замыслу Kodak, у жителя США или Западной Европы, отснявшего обычную фотопленку, вскоре появится качественно новая возможность распорядиться сделанными им фотоснимками. Для этого достаточно будет отнести или отправить по обычной почте кассету с пленкой в лабораторию. Больше никуда ходить не надо: проявленные кадры фотолаборатория разместит на своем Web-сайте, предоставив заказчику индивидуальный пароль доступа. Здесь он сможет отобрать желаемые кадры сам или предоставить такую возможность тем, кто запечатлен на пленке. После этого заказанные изображения могут быть переданы в любой другой город, отпечатаны в местной лаборатории и доставлены по указанному адресу. А можно запросить графические файлы высокого разрешения через Интернет по электронной почте и распорядиться ими по собственному усмотрению. Эта идея нашла быстрый отклик у ряда компаний. Так, фирма Fuji объявила об открытии осенью этого года Интернет-фотосервиса (fujifilmnet.com) для жителей Германии и Голландии и о намерении постепенно расширять его на другие европейские страны.

По мнению Роберта Кигана, старшего вице-президента компании Kodak, внедрение цифровых и информационных технологий позволит за три года увеличить доходы мировой фотоиндустрии с нынешних 80 до 100 млрд. долл. Поэтому вполне закономерно, что такие гранды, как Kodak, Agfa, Polaroid, Fuji, экспозиции которых на Photokina занимали не просто огромные стенды, а целые павильоны (ничего подобного по масштабам на компьютерных выставках мне видеть не приходилось), примерно половину выставочных площадей заполнили цифровыми камерами, фотопринтерами, цифровыми мини-лабами и прочими компонентами фототехнологии будущего. Аналогично, производители фотоаппаратуры, включая таких известных, как Canon, Leica, Olympus, Minolta и др., предлагают клиентам цифровые камеры, оснащенные прекрасной оптикой и системами определения экспозиции, обкатанными на традиционных “мыльницах” и “зеркалках”.

В первую очередь это говорит об отсутствии сколько-нибудь серьезного конфликта интересов на этом рынке: цифровые фототехнологии продвигают фактические лидеры рынка, сделавшие себе имя и заработавшие капитал на традиционной серебряной фотографии. Очевидно также, что если развитие цифровых технологий в сфере обработки изображений будет развиваться столь же стремительно, выставка в Кельне займет видное место в календаре мировых ИТ-событий.

Мегапикселные камеры станут широко доступны

По мнению экспертов, переломный момент в потребительской цифровой фотографии наступит, когда аппараты, оснащенные мегапикселными CCD-матрицами, будут стоить менее 500 долл. По некоторым оценкам, это может случиться уже к концу нынешнего года. Кроме того, в следующем году непрофессиональным пользователям станут доступны цифровые камеры с разрешением 2,1 млн. пикселов.

Почему мегапикселным потребительским камерам уделяется столь большое внимание? Попробую пояснить. С традиционной химической печатью по качеству изображения вполне могут конкурировать современные термосублимационные принтеры высокого разрешения (250 точек на дюйм). Самый популярный размер отпечатка, как известно, 10х15 см, или 4х6 дюймов. Отсюда нетрудно видеть, что для получения отпечатка такого размера на подобном принтере требуется исходное графическое изображение размером 1000х1500 точек. Сегодня на рынке существует несколько потребительских камер, обеспечивающих такое разрешение, однако их цена пока выше оптимальных 500 долл.

Из множества потребительских и профессиональных новинок, представленных на Photokina, остановимся чуть подробней на аппаратах Kodak, Minolta, Olympus, Agfa, Leica, Sony и Fuji.

Новая профессиональная камера DCS 560 сверхвысокого разрешения создана совместно компаниями Kodak (www.kodak.com/go/professional) и Canon. Первая встроила в аппарат свои новейшие цифровые технологии, а вторая - свои всемирно известные оптику и базовую фотосистему EOS. В результате получилась зеркальная камера с разрешением 6 млн. пикселов и “скорострельностью” 1 кадр в секунду при возможности выбора чувствительности от 80 до 200 ISO. Kodak DCS 560 обеспечивает глубину цвета 36 бит и возможность записи аудиокомментариев. Аппарат оснащен двумя слотами для РС-карт памяти и высокоскоростным интерфейсом IEEE 1394. Устройство появится в продаже в начале 1999 г. по ориентировочной цене 20 тыс. фунтов стерлингов.

Цифровая камера Kodak DCS 560

обеспечивает разрешение 6 млн. пикселов

Также для профессионалов предназначен другой совместный продукт - камера FUJIX DS560, разработанная Fuji (www.fujifilm.de) и Nikon. Новый зеркальный аппарат оснащен CCD-матрицей размером 2/3 дюйма на 1,4 млн. пикселов и оптикой Nikkor для стандартных 35-миллиметровых камер. FUJIX DS560 отличается исключительно высокой чувствительностью (до 3200 ISO), обеспечивающей съемку в условиях слабого освещения. Аппарат позволяет захватывать до 12 изображений подряд со скоростью 3 кадра в секунду. Для записи и передачи графических данных служат встроенные интерфейсы PC Card и SCSI.

Цифровой аппарат FUJIX DS-560 позволяет

снимать в условиях слабой освещенности

     Продолжение см. PC Week №40 стр. 23

Версия для печати