Колонка редактора:
Эдуард Пройдаков
Слова, вынесенные в заголовок, хорошо знакомы программистам и означают часто неожиданные, побочные эффекты работы какой-либо процедуры или функции. Кризис с этой точки зрения также имеет множество таких эффектов. Вот некоторые из них.
1. Утечка мозгов. Те специалисты, которые в начале кризиса еще раздумывали, стоит ли искать что-либо за рубежом, сейчас, потеряв работу или часть зарплаты, активно это делают. Между тем известно, что специалист с высшим образованием при его нормальной, если так можно сказать, “эксплуатации” приносит за свою трудовую жизнь в среднем 500 тыс. долл. прибыли. Понятно, что в обществе есть порог, после которого отсутствие нужного количества специалистов того или другого профиля становится критичным для отрасли. (Подобное вымывание людей, имеющих образование 8 - 10 классов, из сельского хозяйства наблюдалось в средней полосе России уже в 70-х годах.) Поэтому сохранение кадров - одна из важнейших задач руководства компьютерных фирм. Сейчас при снижении занятости людей в ряде фирм их можно загрузить обучением, что полезно и для фирмы, и для сотрудников. Кроме того, обучение психологически как бы частично компенсирует им потери в зарплате.
2. Информационный голод. Стереотипность поведения фирмы в трудные минуты проявляется в том, что сокращаются расходы на маркетинг и рекламу, причем даже если деньги у фирмы есть. Делается это просто на всякий случай: мало ли что будет. Но в масштабе страны это привело к “похудению” многих изданий, сокращению тиражей, приостановке и даже закрытию корпоративных изданий, сокращению спонсорской деятельности в области книгоиздания и образовательных проектов. Особенно пострадали региональная периодика и книжные издательства, которые и до кризиса работали на очень невысокой норме прибыли. Ситуацию еще больше осложнит то, что в конце года заканчивается срок выданных в 1996 г. льгот по налогообложению для периодической печати. Но если общая пресса еще резонно надеется на дотации со стороны государства, то грядущее увеличение налогов на 20 - 40% может просто доконать лежащую на одном боку компьютерную прессу. Понятно, что это только усугубит бизнес-ситуацию на компьютерном рынке. Происходящий ныне процесс в итоге приведет к существенному информационному голоду среди компьютерных специалистов. Процесс деинтеллектуализации страны, замедлившийся в последний год, снова усилится. Уже сейчас видно резкое возрастание в условиях кризиса роли Интернета в качестве источника информации. Вывод - Интернет сейчас, безусловно, то, на что стоит обратить внимание и как на серьезнейший информационный ресурс, и как на средство маркетинга.
3. Более быстрое включение в мировое разделение труда. Фирмы, имевшие стабильные позиции на российском рынке, вынуждены искать проекты, заказы, клиентов и т. д. за рубежом. Кто успел это сделать до кризиса, оказался в существенно более выигрышном положении, чем тот, кто ориентировался только на российский рынок. Теперь, когда это понятно, быстрая переориентация на совместные проекты даст шанс сохранить и коллектив, и бизнес.
Я перечислил далеко не все побочные эффекты кризиса. Если вы можете что-то добавить к сказанному, напишите мне по адресу: chief@pcweek.ru.