“Конкорд XAL”: автоматизация работы предприятия

По масштаба предприятия

Светлана Золотова

Датская управленческо-финансовая система “Конкорд XAL” (Concorde XAL) ориентирована прежде всего на динамично изменяющиеся предприятия, что как нельзя более соответствует потребностям компаний, работающих на российском рынке.

Система относительно молода. Ее первая версия была разработана компанией Damgaard Data восемь лет тому назад, а сегодня число инсталляций превысило 7,5 тыс. В России “Конкорд XAL” появился сравнительно недавно - 1, 5 года тому назад, но уже около 20 российских и западных компаний используют его локализованную версию, распространяемую российским представительством компании Columbus IT Partner.

Структура Конкорд

“Конкорд XAL” относится к классу систем управления предприятием и представляет собой полностью интегрированное решение. Число одновременно работающих пользователей в системе - 400. “Конкорд XAL” могут одновременно использовать клиенты, работающие на широком спектре платформ - от DOS и Windows до различных версий ОС Unix. При этом все они обращаются к единой базе данных. Система поддерживает СУБД MS SQL Server, Oracle, Sybase, DB2. Для небольших предприятий имеется вариант системы c собственной встроенной СУБД. Продукт основан на клиент-серверных технологиях, в него встроен аппаратно-независимый язык четвертого поколения XAL (eXtended Application Language), что обеспечивает гибкую наращиваемость системы, в соответствии с измененяющимися требованиями бизнеса.

“Растущая” ниша

В состав “Конкорд XAL” входят все обязательные для систем такого класса модули - от “Управления производством” до “Управления персоналом”. Особенность системы - детальное разбиение ее возможностей на отдельные блоки. Это важно для небольших предприятий, которые на каждом этапе своего развития могут приобрести только ту функциональность, которая отвечает их сегодняшним потребностям. (В минимальной конфигурации стоимость проекта по внедрению системы составляет 20 тыс. долл.)

Если говорить о многообразии функционального наполнения системы, то стоит отметить, что “Конкорд XAL” изначально проектировался как решение, которое должно обладать многими возможностями, присущими таким мощным и дорогим решениям, как, скажем, SAP R/3 и Baan, но быть более доступным по цене. В то же время по функциональности “Конкорд XAL” сопоставим с такими системами, как Scala, SunSystems и Platinum, а по некоторым направлениям превышает их возможности. Так, он содержит модуль “Производство”, который занимает в нем центральное место. Входящий в систему модуль “Зарплата” можно легко настроить под российские требования. (Известно, что российские поставщики систем Scala и Platinum были вынуждены разрабатывать для России специальные версии модуля “Зарплата”, т. е. фактически программировать этот модуль заново.)

“Конкорд XAL” разработан с учетом потребностей компаний со сложной структурой: система позволяет организовать отдельный учет работы филиалов, подразделений и дочерних фирм с последующей консолидацией данных. Потребность в разноплановых данных, необходимых для отслеживания деятельности предприятия и выработки управленческих решений, во многом базируется на возможности ведения учета в 12 аналитических измерениях.

Функции стандартных модулей расширяются различными дополнениями, многие из которых ориентированы на конкретные отрасли хозяйствования. Кроме того, имеется дополнение, представляющее собой средство установки динамических связей между таблицами системы и Lotus Notes. Еще одно дополнение - система электронной торговли E-Business, позволяющая принимать и передавать в “Конкорд XAL” для обработки заказы, сделанные через Интернет. Система интегрируется с кассовыми аппаратами, считывателями штрих-кодов и другими устройствами, а также - за счет использования стандартных интерфейсов ODBC, DDE, VBX, DLL - с любыми приложениями.

В продукте изначально были реализованы такие экзотические для западных разработок и совершенно необходимые в России возможности, как сторнирование и однострочные проводки (Дебет, Кредит, Сумма). Еще до выпуска на российских рынок он был доработан с учетом местной специфики и в течение последних полутора лет постоянно совершенствовался. Сегодня в нем реализован генератор российских отчетов, предусмотрены регламентированные российским законодательством формы строгой отчетности, продукт также позволяет обрабатывать и оформлять возврат НДС по предоплатам согласно действующим инструкциям, вести электронную книгу продаж и т. д. Локализация системы выполняется в России. Отвечает за развитие российской версии представительство Columbus IT Partner в нашей стране.

Сочетание гибкости и функционального наполнения

Продукт состоит из трех элементов: процедур обработки данных, составляющих его функциональность, ядра, исполняющего эти процедуры, и средств разработки с доступом к исходным текстам и функциональности. Для большинства заказчиков эти процедуры обеспечивают 80 - 90% функциональных требований, предъявляемых ими к системе. Это стандартный уровень соответствия для систем такого класса. Недостающая функциональность достраивается с использованием встроенных в “Конкорд XAL” средств разработки.

Ядро системы написано фирмой-разработчиком на Си++ и доступно только производителю; вся бизнес-функциональность системы реализована на языке XAL и доступна клиентам. Такая архитектура делает возможной подстройку системы под бизнес-процессы клиента. Еще одна задача, решаемая благодаря такому подходу, - защита системного ядра в случае некорректно реализованной модификации. В отличие от решений, в которых доработка системы ведется на уровне ядра на языке типа Си, Кобола и т. п., испортить системное ядро в “Конкорде XAL” невозможно.

Технологию модификации и развития продукта можно назвать технологией “слоеного пирога”. Компания Damgaard Data поставляет базовый, стандартный вариант системы, который образует ее сердцевину (SYS). Далее располагается дистрибьюторский слой (DIS) - локализованный вариант продукта. Следующий слой - дилерский. Он может состоять из двух подслоев. Первый подслой (VAR) - ориентированные на конкретные отрасли варианты системы, доработанные дилером, второй (BUS) - варианты системы, доработанные дилером с учетом потребностей клиентов и установленные у конкретных заказчиков. Наконец, последний слой, который также может включать два подслоя, - это варианты системы с доработками, созданными самим заказчиком.

Большая компания приобретает систему, дорабатывает ее и передает своим филиалам. Эта разработка образует первый пользовательский подслой (CUS). Второй пользовательский подслой образуют инсталляции с доработками, выполненными на конкретных предприятиях (USR).

Построение системы по принципу “слоеного пирога” облегчает также обновление ее версий. Политика развития продукта такова, что разработчики в Дании основной акцент делают на повышение гибкости ядра системы, т. е. на те ее возможности, которые влияют на быстроту, удобство и безопасность развития системы дистрибьюторами, дилерами и пользователями. Новые функциональные возможности появляются, но их объем несоизмерим с изменениями, затрагивающими ядро. Damgaard Data выпускает новые версии приблизительно раз в полтора года.

Нужно ли полностью перестраивать бизнес-процессы?

Российское предприятие, рассматривая вариант внедрения западной системы, естественно, задается вопросом: не потребуется ли ему полностью перестраивать свои бизнес-процессы? Здесь важно принимать во внимание следующие моменты. Во-первых, автоматизация предприятия - проводится ли она с помощью отечественной или западной системы - всегда предполагает анализ существующих бизнес-процессов и достраивание отсутствующих в них фрагментов. Во-вторых, внедрение системы автоматизации является хорошей возможностью реализовать структуру управления, отвечающую целям развития предприятия (как они понимаются его руководством), повысить исполнительскую дисциплину и построить такую модель учета и контроллинга, которая позволит обеспечить руководителей всех уровней информацией, необходимой им для принятия решения. Система построена в соответствии с правилами ведения бизнеса на западных предприятиях, и поэтому можно без преувеличения сказать, что для российских предприятий она может служить не только средством автоматизации, но и средством передачи западных стандартов ведения бизнеса.

Структура Конкорд: интегрированная система

В то же время если предприятие удовлетворяют имеющиеся бизнес-процессы, именно они и будут автоматизированы. Одно из существенных преимуществ “Конкорда XAL” в сравнении с другими системами состоит в том, что благодаря уникальной структуре продукта предприятие не придется укладывать в прокрустово ложе автоматизированной системы. Сама конструкция “Конкорда XAL”, встроенные в систему средства разработки ориентированы на то, чтобы продукт можно было легко и быстро доработать с учетом отраслевых и индивидуальных требований конкретного заказчика.

Особую сложность при внедрении западных управленческо-финансовых систем представляет модуль “Производство”. Например, в западных странах применяются совершенно отличные от российских методы расчета себестоимости, и поэтому возникает необходимость доработки этого модуля. В “Конкорде XAL” эта проблема решается благодаря гибкости системы.

Что касается оптимизации работы подразделений, участвующих в производстве готовой продукции, то использование возможностей западных систем упирается в отсутствие традиций применения методов, позволяющих решать эту задачу. Между тем в “Конкорде XAL” реализованы практически все основные методы, с помощью которых можно рассчитывать объемы производства на основе полученных заказов и плана реализации, определять параметры загрузки производственных мощностей, принимать решения относительно использования имеющихся ресурсов и т. д.

Среди пользователей “Конкорда XAL” в странах Западной Европы торговые предприятия составляют 40%, промышленные - 34%, предприятия сферы услуг - 17%, государственные предприятия - 9%. В числе корпораций, принявших “Конкорд XAL” в качестве стандартного решения для своих европейских офисов, такие известные фирмы, как Motorola, DuPont Pharm, Alcatel, Moulinex и другие. Систему используют в строительстве, производстве фармацевтических продуктов, товаров народного потребления и бытовой техники, на предприятиях добывающих и обрабатывающих отраслей, в торговых и дистрибьюторских компаниях, гостиницах, консалтинговых и телекоммуникационных фирмах и пр.

Более подробно с системой “Конкорд XAL” можно познакомиться в фирме Columbus IT Partner. Ее телефон: (095) 935-8339.

Версия для печати