Денис Гудым
Начало распространения лизинга - пользования оборудованием на основе арендных отношений - относят к 1952 г. Именно тогда компания United States Leasing Corp организовала первое специальное лизинговое общество. В настоящее время доля лизинга в производственных инвестициях в экономику США достигает 25%.
Лизинг представляет собой весьма специфичную форму финансирования. Обычно банк, а чаще специализированная лизинговая компания приобретает своему клиенту в собственность какое-то имущество и отдает его в аренду на определенный срок. Таким образом лизинговая компания кредитует арендатора, предоставляя ему право пользования объектом. Стоимость лизинга складывается из регулярных платежей за амортизацию и процентов за кредит.
В мировой практике лизинговые операции считаются наиболее сложным сегментом инвестиционной деятельности, поскольку предполагают согласование интересов сразу нескольких участников сделки. Но выгоды лизинга очевидны.
Выгоды сторон
Как правило, лизинговая компания получает за услуги комиссионные в размере 8 - 10% от суммы сделки. Проценты по кредиту традиционно настолько низки, насколько это возможно, и ненамного превышают ставку рефинансирования Центробанка РФ.
Интересы поставщика, предоставляющего оборудование, тоже понятны: у него появляется вполне реальная возможность увеличить число продаваемых устройств в 2 - 4 раза по сравнению с обычными операциями. Кроме того, зачастую удается на несколько дней сократить цикл продажи. Выгодно и то, что в пакет услуг, цена которого входит в стоимость аренды, можно включить обслуживание оборудования, технические консультации, а также модернизацию аппаратной части и ПО.
Что же касается выгоды клиента, то о ней стоит рассказать подробнее. В условиях конкуренции лизинг дает возможность выжить мелким, средним и крупным предприятиям, попавшим в тяжелое финансовое положение. Лизинг имеет целый ряд преимуществ перед приобретением оборудования.
Во-первых, характерной особенностью развивающихся рынков - а именно к их числу относится сегодня российский рынок - является отсутствие у корпоративных заказчиков свободных средств для приобретения компьютерной техники и ПО. В этих условиях лизинг позволяет клиенту без привлечения заемного капитала все же получить необходимые ему средства производства.
Во-вторых, взятое в аренду оборудование, поскольку оно не является собственностью предприятия, не облагается налогом на основные средства. Лизинговые выплаты взимаются с себестоимости продукции. При получении же традиционного кредита до 60% от его суммы потребитель выплатит из прибыли. Таким образом, в числе достоинств данной схемы присутствует и оптимизация налогооблагаемой базы.
В-третьих, из кредитного оборота покупателя валютные ресурсы не отвлекаются единовременно в крупных размерах, а распределяются равномерно по периодам лизинговых выплат на весь срок договора.
В-четвертых, достоинством лизинга является ускоренная амортизация оборудования. По лизинговой схеме она происходит в 3 раза быстрей, чем при обычной покупке. По личному опыту знаю, что в государственных учреждениях сроки амортизации - это камень преткновения. Выбросить морально устаревшие 286-е и 386-е ПК нельзя, так как их амортизация “выбрана” еще не до конца, а работа на них уже неэффективна.
И наконец, по окончании срока договора клиент имеет право выбора: выкупить оборудование за символическую плату (традиционно в США это 1 долл.) или же вернуть его компании. Это существенно упрощает замену оборудования и позволяет крупным корпоративным заказчикам поддерживать парк ПК в приемлемом состоянии, несмотря на быстрые темпы морального старения составляющих этого парка. К тому же становится легче управлять бюджетом, выделенным на приобретение компьютерной техники.
Как это делается в США
По оценкам аналитической компании Dataquest, 35% продаж компьютерного оборудования в США финансируется через лизинговые программы. Как заявляют эксперты, крупный корпоративный заказчик с парком ПК, превышающим 1000 единиц, может снизить расходы на приобретение ПК класса desktop на 12%; при эксплуатации в течение трех лет - на 15%. Некоторым удается сэкономить более 1500 долл. в расчете на один ПК.
Клиентов привлекают гибкость и удобство предлагаемой схемы, а также дополнительные услуги, которые оказывают лизинговые компании по условиям аренды. Выходя на рынок, фирмы, которые собираются арендовать вычислительное оборудование, могут применить один из трех способов финансирования. Первый - финансирование через банк, однако он мало популярен. Большинство предпочитает заключать договор с поставщиками оборудования или их дочерними компаниями, такими, как HP Financing (основана в 1982 г.) или IBM Credit. Третий способ состоит в привлечении независимых лизинговых компаний, например Comdisco.
Интересно, что лизинговые отношения с HP Financing или любым другим поставщиком отнюдь не означают, что фирма-арендатор обязана пользоваться только продукцией, выпускаемой материнской компанией. Так, HP строит свою маркетинговую политику на возможности пользоваться продуктами других поставщиков. Даже IBM Credit ослабила свои строгие правила и включила в арендные договоры компьютеры Apple, Dell и Compaq. Таким образом, заключение договора с одной лизинговой компанией в некоторых случаях является наиболее приемлемым решением.
Сама же Compaq также образовала дочернюю фирму Compaq Capital для лизинговых целей еще в январе 1997 г. Весной нынешнего года и корпорация Dell Computer объявила о создании лизингового подразделения, ориентированного на потребительский рынок ПК. Программа компании предусматривает передачу в лизинг настольных компьютеров семейства Dimension и ноутбуков серии Latitude LM на срок 24 месяца. В конце этого срока потребитель может вернуть машину фирме, продлить срок лизинга еще на 6 месяцев или обменять ее на модернизированную за ту же цену. Dell Computer, не сообщая конкретных размеров доходов от лизинга, заявляет, что за первую половину 1998 г. число предоставленных ею в аренду ПК-блокнотов утроилось.
На российской почве
Как и во всем мире, в России к середине 1998 г. появились все три вида лизинговых компаний. В первую категорию входят лизинговые компании при финансово-промышленных группах (ФПГ). Они образовались у нас еще в 1992 г., когда в операциях по закупке импортного оборудования за счет целевых кредитов в качестве гаранта вместо государства стали выступать банки. Роль этих компаний сводится к обеспечению оборудованием входящих в ФПГ фирм.
Вторая категория - это лизинговые компании, организованные вендором с целью стимуляции сбыта своей продукции. Именно эта категория компаний доминирует сейчас в лизинговых схемах, используемых на российском компьютерном рынке.
И наконец, к третьей, лишь недавно образовавшейся категории компаний относятся дочерние фирмы банков, организованные ими для инвестиционной деятельности самого широкого спектра. Банки здесь выступают в роли гаранта перед западными вендорами и принимают на себя возможные риски. Так, лидер российского лизингового рынка компания “Интеррослизинг” объединена с группой ОНЭКСИМ; с кем связаны кредитными отношениями “МЕНАТЕП-лизинг” и “Инком-лизинг”, ясно из их названий. Естественно, что в условиях кризиса все российские лизинговые компании испытывают дефицит кредитных ресурсов.
В сфере информационных технологий первой, еще в 1997 г., предложила клиентам лизинговые отношения компания Aquarius Systems в альянсе с “Московской лизинговой компанией”. Однако ассортимент предлагаемого ими оборудования был ограничен торговыми терминалами и интеллектуальными кассовыми аппаратами. И в общем-то ясно почему: по сравнению с ПК скорость морального старения этих продуктов гораздо ниже.
Именно по этой причине персональные компьютеры так и не стали предметом сделок, заключаемых в этом сегменте рынка. А вот мэйнфреймы - стали. Первой среди российских сборщиков ПК в лизинг их предложила санкт-петербургская компания Kraftway, выбранная Sun в качестве производственного партнера.
Компания Sun привнесла в бизнес-процесс своего российского партнера новые возможности оплаты: Kraftway и Sun заключают с желающими договор о лизинговой поставке. Этим уже воспользовалась Приморская краевая администрация, заказав сразу 41 сервер для использования в системе краевого казначейства. Несколько десятков компьютеров отгружено на Магнитогорский металлургический комбинат. Цена сервера колеблется в зависимости от его оснащенности в пределах от 8 до 35 тыс долл., так что купить их единовременно выплатив такую сумму клиенту, было бы весьма затруднительно. Kraftway располагает разветвленной сетью центров и предоставляет клиентам пятилетнюю гарантию как на покупаемое, так и на сдаваемое в лизинг оборудование. Генеральный директор Kraftway Computers г-н Кудрявцев оценивает минимальную емкость рынка подобных серверов в 6 - 8 млн. долл. Сборщик планирует продать в 1998 г. около 200 ПК, из которых не менее 80% придется именно на серверы. Такой прогноз весьма оптимистичен, ведь чтобы этот план выполнить, надо продавать в основном дорогие системы, стоимость которых превышает 30 тыс. долл. Именно нетривиальная лизинговая схема, возможно, и послужит Kraftway инструментом достижения заявленной цели в условиях кризиса.
В мае этого года о возможности лизинга оборудования объявила и Hewlett-Packard. Ее представители сообщили, что 17% реализуемого HP оборудования поставляется именно по лизинговым схемам. Российский отдел финансирования технологий (Technology Finance Department) этой компании адаптировал такую схему и для России и первым среди зарубежных вендоров получил лицензию на лизинговые услуги в нашей стране. Срок выплат может составлять до трех лет. Арендуемое оборудование на балансе клиента не числится, а расходы на лизинговые выплаты он вправе включить в себестоимость выпускаемой продукции. В условиях контракта по желанию клиента можно предусмотреть его право регулярно менять морально устаревшее оборудование на новые модели.
Поэтому, заключая арендный договор, клиент должен определиться со сроком его действия. Российские клиенты предпочитают трехлетние договоры. “Банк платит за аренду немного больше, но может чаще обновлять оборудование. С учетом быстрого падения цен на дорогие серверы их краткосрочная аренда более выгодна”, - полагает вице-президент по информационному обслуживанию крупного коммерческого банка, пожелавший остаться неизвестным. “Кроме того, покупая оборудование, через три года вы получите склад, забитый неликвидами. Да и цена на мэйнфрейм, который сегодня стоит 5 тыс. долл., через три года неизбежно упадет”, - рассказывает он.
Клиенты, пожелавшие работать с продавцом по лизинговой схеме, не ограничиваются вышеперечисленными тремя вендорами. Они вправе воспользоваться услугами любой из лизинговых компаний - “дочек” банков, действующих в России. Было бы желание.
Желания же пока нет. Эксперты полагают, что причиной тому российская ментальность. Так, Дорис Рудни, менеджер европейского отдела финансирования технологий HP, полагает, что “в странах с развивающимися рынками, в число которых входит и Россия, внедрению лизинговых схем несколько мешает менталитет собственника, в то время как на Западе уже очень широко развит менталитет арендатора”. С ним согласен и Льюис Широ, финансовый директор Merisel: “Когда аренда оборудования стала впервые применяться в дистрибьюторском канале (на развитых рынках США и Европы. - Д. Г.), мы обнаружили, что самым распространенным вариантом был выкуп. Сегодня потребители все чаще возвращают оборудование, поскольку технологии совершенствуются все более быстрыми темпами”.
Мартин Пробст, менеджер российского отдела финансирования технологий HP, оценивает емкость рынка лизинговых услуг России в 300 млн. долл. Генеральный директор компании “МЕНАТЕП-лизинг” Виктор Шевченко полагает, что эта цифра больше и составляет 500 млн. долл. На сегодняшний день HP заключила контракты с МГТС, российскими отделениями Ericsson и Caterpillar, а также с несколькими крупными российскими банками. В 1996 г. лизинговые операции составили всего от 0,2% до 1% в общей доле заключаемых на рынке сделок - здесь мнения экспертов расходятся, но с тем, что лизинг является весьма перспективным финансовым инструментом, согласны все. В своих достаточно оптимистичных прогнозах на будущее они солидарны: эта цифра должна к 2000 г. вырасти до 15 - 20%. Но чтобы этого добиться, необходимо разрешить две проблемы.
Первая - устаревшая законодательная база. Законопроект “О лизинге” был задуман еще несколько лет назад. Тогда лизинг в нашей стране еще только начинал развиваться, а потому с завершением работы над документом никто и не торопился. Идея закона - изменить ряд налоговых и юридических норм, которые тормозят развитие этого бизнеса в нашей стране. Пока же на этом правовом поле действует не соответствующая реалиям жизни нормативная база - постановление Правительства о временном положении, вышедшее еще в 1995 г., инструкции Минфина, Минэкономики и Государственного таможенного комитета. Отсутствие цельного закона осложняет работу с зарубежными вендорами, а также решение споров в судебном порядке. По словам Елены Скрынник, председателя совета лизинговых компаний, входящих в ассоциацию “Рослизинг”, “лизинговые операции в России не считаются инвестиционной деятельностью, а приравниваются к аренде. НДС, налог на прибыль и таможенные пошлины практически сводят на нет развитие этого бизнеса в стране”.
Вторая проблема - банковские кредиты. Пока они не станут доступными и недорогими, лизинг как бизнес вряд ли будет процветать, несмотря на то что это чрезвычайно эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В обнародованной программе нового Правительства РФ приоритет как раз и отдается именно прямым иностранным инвестициям. Поэтому можно полагать, что лизинг как инвестиционный инструмент скоро займет достойное место на российском компьютерном рынке.
Денис Гудым - внештатный эксперт экспертно-аналитического центра “СК Пресс”, тел. (095) 237-8851.
Советы клиентам лизинговых компаний
Тщательно изучите лизинговый контракт. Попросите сотрудников финансового и юридического отделов своей фирмы сделать его экспертную оценку.
Стремитесь к максимально низкой норме отчислений лизинговой компании, т. е. к тому, чтобы суммарная арендная плата была как можно ближе к рыночной цене оборудования.