COMDEX’98
Алексей Максимов
Билл Гейтс в своей речи на открытии COMDEX’98 поделился с компьютерной общественностью идеей сделать ПК центром домашних развлечений и продемонстрировал последние достижения Silicon Graphics в области графических ускорителей для интерактивного видео, однако эта тема была раскрыта явно неполно - за рамками презентации осталась масса вопросов, связанных с оптимальной начинкой такого компьютера. Так, для убедительности продемонстрированным играм и видеоклипам явно не хватало адекватного звукового сопровождения.
С некоторыми из возникших вопросов мне помог разобраться другой апологет мультимедиа - президент и исполнительный директор фирмы Creative Technology Сим Вонг Ход (Sim Wong Hod). “С момента образования Creative Technology в 1981 г. я занимался исключительно развитием аппаратно-программных средств мультимедиа, - заявил он. - Свой первый многоязычный (он "говорил" и по-китайски) мультимедиа-ПК Cubic CT компания выпустила в Сингапуре еще в 1988 г.”.
Сим Вонг Ход: “Я всегда верил,
что ПК предназначен именно для развлечений”
Собственно, представлять сингапурскую компанию Creative нет необходимости - она хорошо известна в России, а фирменное название Sound Blaster стало нарицательным и превратилось в синоним звуковой платы, без которой не обходится ни один современный компьютер.
“Чтобы получить высококачественную аудиосистему, недостаточно наращивать мощность центрального процессора. Лучшее как с технической, так и с ценовой точки зрения решение заключается в создании специализированных процессорных плат, обеспечивающих высокопроизводительную обработку аналоговых звуковых сигналов, - считает г-н Сим. - Так что нет нужды покупать для мультимедийных ПК дорогие процессоры Intel, лучше сэкономить, взяв, например, Cyrix, чтобы оснастить машину классной аудиоплатой”. Эту идею основатель Creative продвигает, демонстрируя простые ценовые выкладки, и делает это вовсе не с целью подорвать бизнес Intel на рынке мультимедиа-систем, а чтобы найти оптимальную по стоимости и возможностям конфигурацию ПК, что поможет победить в конкурентной борьбе с традиционной потребительской электроникой. Ведь именно за этот огромный рынок сражаются сегодня между собой производители классических домашних устройств (музыкальных центров, видеосистем и пр.) и компьютеров.
Цена - важный фактор, но насколько далеко продвинулась индустрия цифровых сигнальных процессоров и соответствующего ПО, чтобы конкурировать по качеству с аналоговыми аудиосистемами класса Hi-Fi? Вопрос во многом спорный, особенно в плане чистоты и насыщенности звука. Однако есть эффекты, которые аналоговой технике не по силам, например информационная составляющая звука. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть в действии новую разработку Creative - плату Sound Blaster Live!, основанную на технологии объемного звука Environmental Audio. С помощью этого устройства и расположенных по периметру помещения динамиков достигается эффект “закадрового озвучивания”, когда вышедшие из поля зрения (в данном случае за рамки экрана компьютера) объекты продолжают жить в окружающем пространстве, информируя о своем расположении, направлении движения и других особенностях поведения только с помощью звука. Система на удивление хорошо отвечает естественному для человека способу восприятия “краем уха”.
Г-н Сим демонстрировал новинку с нескрываемой радостью, что, впрочем, и понятно - с сентября, момента начала коммерческого выпуска Sound Blaster Live!, компания продала уже более миллиона коробок с этим продуктом ценой около $200.
В основе Sound Blaster Live! лежит разработанный фирмой E-MU (подразделение Creative) процессор 10K1 с быстродействием более 1000 аудиокоманд в секунду. Количество игр и другого ПО, поддерживающего технологию Environmental Audio, пока ограничено, но на COMDEX’е фирма Creative объявила о выпуске набора интерфейсов Environmental Audio Extensions (EAX) 2.0, а г-н Сим “проговорился” о ведущихся с Microsoft переговорах о включении этих интерфейсов в стандартные комплекты для Windows.
Подробную информацию о Sound Blaster Live! можно получить по адресу: www.sblive.com.