Андрей Колесов
24 ноября в Государственной Думе состоялись открытые парламентские слушания по “Компьютерной проблеме 2000 года”. С докладами выступили более двух десятков человек - представители Госкомсвязи, ряда государственных организаций, а также российских и международных компьютерных компаний. Слушания закончились, но осталось недоумение: что, собственно, собравшиеся обсуждали и в чем цель данного мероприятия? Просвещение депутатов Госдумы? Но среди 250 участников слушаний они были представлены одним-единственным человеком. Все же остальные хорошо знакомы с техническими аспектами Y2K. Характерно, что за три часа слушаний не было задано ни одного вопроса. Может быть, это была подготовка каких-то практических рекомендаций? Однако прозвучавшие в докладах предложения вряд ли смогли радикально улучшить проект обращения в адрес Федерального Собрания и Правительства, содержащего положения типа “считать проблему приоритетной”, “регулярно заслушивать”, “организовать широкое обсуждение” и пр.
Сегодня в России единственным юридическим документом по Y2K является распоряжение Правительства от 30.05.98. Было бы логично, если бы задачей слушаний стало обсуждение двух связанных между собой вопросов: “Достаточно ли предусмотренных правительством усилий?” и “Как правительство выполняет собственные постановления?”. Тем не менее эти вопросы затронуты не были, хотя анализ представленных документов позволяет весьма критически оценить работу в этом направлении.
В результате выступления выливались в традиционные рассказы о существе дела, в призывы к государству усилить внимание и в демонстрацию готовности вендоров принять участие в этой работе. При этом отсутствовало главное: ни на этом заседании, ни в подготовленных к нему документах не упоминалось ни об одной конкретной ИС, на примере которой можно было бы профессионально обсудить, почему ее владельцы не могут своевременно решить данную техническую проблему, какую поддержку им может оказать государство и стоит ли это делать.
Тем не менее хотелось бы выделить один аспект, который прослеживался во многих выступлениях. Он касался того, что многие руководители организаций и предприятий не осознают грозящей опасности и не прислушиваются к мнению ИТ-специалистов. В этом плане характерны звучавшие и ранее сетования представителей “ЕС-Лизинг” и петербургской фирмы “ЛАНИТ-Терком” на то, что их разработки по Y2K пользуются большим успехом за рубежом, а в России до сих пор нет запросов на эти технологии.
В чем причина такого положения дел: в косности руководителей, в отсутствии проблемы или в неверном методическом подходе со стороны государственных органов? Представляется, что в последнем.
Выход обсуждения проблемы Y2K за пределы узкого круга специалистов на самом деле отражает резко возросшую зависимость общества от ИТ. Вернее, от людей, создающих и применяющих эти технологии. Вопрос заключается в следующем: как, расширяя применение ИТ, защитить себя от угрозы “сесть на ИТ-иглу”? Более конкретно в отношении Y2K проблему можно сформулировать следующим образом: как, обеспечив поддержку ИТ-пользователей в решении их технических проблем, оградить государство (общество) от весьма влиятельных группировок, заинтересованных по разным причинам в создании ажиотажа вокруг Y2K?
В многочисленных ссылках на зарубежный опыт (с акцентом на выделяемые суммы денег) совсем упущен из виду главный принцип решения вопроса. Он заключается в том, что государство занимается в первую очередь формированием нормативно-правовой базы по обеспечению надежного функционирования ИС.
Первым ее положением должно являться закрепление ответственности владельца за работоспособность ИС. Затем следует четко определить задачи (и конкретные сроки, если говорить о Y2K) для органов исполнительной власти и правительства. Они, по-видимому, должны выделять в качестве основных два вопроса - жесткий контроль за работоспособностью критических систем и информационно-методическая поддержка всех других владельцев ИС. А уже потом можно переходить к оценке объемов работ и поиску источников финансирования. Особо нужно оговорить требования к обязательному резервному планированию на случай отказа компьютерных систем.
Проблема Y2K в России вызывает особый интерес потому, что обнажает отношение государства к информационным технологиям. В данном случае она является отличным пробным камнем, позволяющим широкой общественности увидеть, каково истинное состояние ИТ в стране, в какой степени органы власти владеют этим вопросом и способны ли они управлять ИТ-ситуацией? Пока можно наблюдать не очень радостную картину. Ну что же, до нового тысячелетия еще есть время. Но немного.
С автором, обозревателем PC Week/RE, можно связаться по адресу: akolesov@glasnet.ru.