Андрей Колесов
В PC Week/RE (№ -43/98, с. 9) была опубликована статья о старте программы Microsoft - “Экзамен’98”. А спустя две недели в редакцию по электронной почте пришло письмо такого содержания: “Смею вас заверить, что Exam’98 - фикция. Подпись”. Попробуем разобраться...
Любая новостная публикация несет определенный заряд рекламы. Грань между новостью и рекламой интуитивно понятна: первое оперативное сообщение о событии - это новость, а откровенно хвалебная информация о некоторых текущих, постоянных услугах - реклама. Еще отличие: за рекламу редакция не несет ответственности, за остальные материалы - отвечает.
Объявлению маркетинговых программ различных компаний посвящено много новостей, в них часто говорится о тех или иных льготах партнерам или пользователям. Мы стараемся информировать о предложениях, которые могут быть полезны читателям. Но вот проблема: публикации о начале таких программ встречаются часто, а информации о ходе их реализации или окончательных результатах практически нет.
Попытки журналистов узнать что-то конкретное наталкиваются на ссылки о трудностях подсчета или на коммерческую тайну. Но даже получив данные - как проверить их достоверность? Проводить специальное расследование? Но на это у редакций нет физических сил. К тому же нельзя подозревать всех в недобросовестности.
При этом понятно, что выполнение многих маркетинговых программ проходит не так гладко, как намечают их организаторы. Например, вендор X объявляет о предоставлении скидок на некий свой продукт на некоторый срок. Но неожиданно выясняется, что конечный пользователь не может воспользоваться этими льготами, так как дилер (а продает-то он, а не вендор) почему-то не может или не хочет продавать данные товары на объявленных условиях.
Другой вариант - программа льготных поставок объявлена, только потенциальные клиенты фирмы о них не знают. Например, для версии Learning Edition средства программирования на три месяца устанавливаются скидки в 50%, а информация об этом размещается на Web-узле для профессиональных разработчиков. Дилер удивляется: “Продукт стоит уже всего 50 долл., а его никто не хочет покупать”. Но начинающие программисты, для которых предназначен этот вариант продукта, не знают о существовании их Web-узла!
Самым объективным методом оценки любых действий на рынке является ориентация на мнение тех, для кого эти программмы предназначены. Поэтому каждую публикацию о начале маркетинговых проектов следует воспринимать как призыв к читателям делиться с нами своим мнением о ходе их реализации.
Вернемся к программе “Экзамен’98”. Российское отделение Microsoft в своем анонсе забыло указать, что число ваучеров для участников ограничено (эта информация появилась позднее). Сообщение об этом было разослано фирмам-партнерам (только их сотрудники могли участвовать в этой программе) 27 октября, когда стало ясно, что желающих принять участие в программе явно больше, чем ожидалось.
По данным Microsoft АО, на 16 ноября выдано 129 комплектов документации и это число не окончательное - материалы продолжают выдаваться по мере проверки присланных заявок. Что ж, сбои бывают (это про Microsoft). С другой стороны - кто не успел, тот опоздал (это про читателя).
Давать указания независимой компании, как ей организовывать благотворительные акции, - не очень уместно. Хотя разве не естественно после распространения анонсов о начале программ рассылать информацию обо всех изменениях в ней и сведения о конечных результатах.
Почему бы вместо загадочной ссылки на ограниченное число ваучеров не сообщить их количество, а потом просто опубликовать список всех прошедших регистрацию, а затем - еще и фамилии успешно сдавших экзамены? Тогда у пользователей не было бы никаких обид и подозрений, а у аналитиков появился бы повод поговорить об успехах программы сертификации специалистов Microsoft.