Эдуард Пройдаков
Этот год насыщен юбилейными датами. Работа над виртуальным компьютерным музеем позволила мне не только познакомиться со многими главными действующими лицами нашей богатой событиями истории вычислительной техники (ВТ), но и увидеть то, что во времена СССР всегда было за семью печатями, - структуру отрасли. Отрасли, выпустившей за время своего существования более миллиона ЭВМ и к настоящему времени практически переставшей существовать (путь, так сказать, от И. В. Сталина до Е. Т. Гайдара).
Виталий Штейнберг, заместитель директора НИИ “Аргон”
Сейчас много споров о том, с какой даты начать отсчет полувековой истории ВТ в нашей стране. Мое мнение, что этой датой следует считать 17 декабря 1948 г., когда вышло известное Постановление Совета Министров СССР № 4663-1829, согласно которому было образовано Специальное конструкторское бюро № 245 (СКБ-245) при московском заводе САМ. Задачей СКБ-245 стала разработка и обеспечение изготовления средств вычислительной техники для систем управления оборонными объектами. Именно здесь были созданы первые серийные ламповые машины “Стрела”, “Полёт”, “Оператор”, серии специальных тренажеров, первые машины М-20, “Урал-1”, “Погода”, “Кристалл”, М-205, М-206.
В 1954 - 1956 гг. СКБ начало переход на полупроводниковую элементную базу, в разработке которой специалисты СКБ принимали самое активное участие. В результате появилась первая в СССР ЭВМ второго поколения “Волга”, а затем М-180 - первая отечественная ЭВМ с микропрограммным управлением. Большинство людей, даже причастных к ВТ, этих названий никогда не слышало. Вот имена других изделий института, которые теперь можно озвучить: “Радон”, “Клен”, “Клен-1”, “Клен-2”, комплексы М-110, М-111, 5Э61, “Луч”.
В мае 1958 г. на базе СКБ-245 был создан НИИ электронных машин (НИЭМ). С 1968 г. - это головной институт по разработке бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) и комплексов. Здесь создана серия БЦВМ “Аргон” и возимые ЭВМ “Ритм” для АСУ войсками. Отмечу, что по внедрению ЭВМ в управление войсками СССР в те времена существенно опережал США (БЦВМ А-30, А-40, А-50). Развал Советского Союза обеспечил странам Запада доступ ко многим военным компьютерным технологиям бывшего СССР, и теперь мы вынуждены наблюдать, как они творчески воплощают их у себя.
БЦВМ “Аргон-17”
В ходе разного рода бюрократических преобразований, довольно частых в бывшем Радиопроме, в декабре 1968 г. НИЭМ, имевший в штате тогда уже 2,5 тыс. сотрудников, был объединен с НИЦЭВТ и составил его основу, а в затем в конце 80-х годов снова был выделен из него в самостоятельный институт, который теперь называется НИИ “Аргон”.
Вместе с бывшим генеральным конструктором ЕС ЭВМ Виктором Владимировичем Пржиялковским я встретился с заместителем директора НИИ “Аргон” Виталием Иосифовичем Штейнбергом.
Вот о чем мы говорили с ним накануне юбилея легендарного СКБ-245.
В институте разработано и внедрено в производство более 30 типов бортовых машин. Они используются в системах управления ракет, истребителей, в космических кораблях серий “Мир” и “Салют” (при этом мне неоднократно поясняли, что выходивший из строя на борту “Мира” компьютер не их, а другой фирмы. А их машина “Аргон-16” бессбойно работает уже 13 лет и получила высокую оценку специалистов НАСА). Продукцию института, начиная с БЦВМ “Аргон-11С”, которая была установлена на искусственном спутнике, облетевшем вокруг Луны и сфотографировавшим ее обратную сторону, хорошо знают на фирмах С. П. Королева, Н. А. Пилюгина, В. Н. Челомея. Сейчас НИИ “Аргон” участвует в создании нижнего уровня вычислительной системы международной космической станции “Альфа” (ее верхний уровень делает США, средний - Германия).
БЦВМ Ц-100
Как говорится, “или мир тесен или слой тонок”. Автору, как бывшему разработчику, было очень интересно посмотреть на то, что делали коллеги. А посмотреть есть на что. БЦВМ Ц101, Ц102, Ц104 - вклад НИИ “Аргон” в создание лучших в мире истребителей МиГ-29 и Су-27.
Проблемы при конструировании БЦВМ - в основном технологические. Компьютер должен безотказно работать (ремонтировать его некогда и некому!) в очень тяжелых условиях с момента старта ракеты или запуска двигателей самолета (вибрация, ускорение), а также в течение всего полета (климатика, жесткие радиоактивные излучения). Схемотехника здесь в значительной мере подчиняется технологии и каждая плата проходит сотню разного рода испытаний. Для этого требуются довольно обширные специфические знания, многолетний опыт и многое другое. Отмечу, что в СССР была создана мощнейшая испытательная база - от термо- и барокамер до ядерных полигонов. С другой стороны, смешно и грустно вспоминать, что для первых советских гражданских персоналок реальная наработка на отказ составляла менее 500 ч (а для ДВК еще меньше), тогда как для БЦВМ гарантировалась наработка в 100 000 ч. Причем наши ГОСТы для БЦВМ были жестче американских. Так, по нашим требованиям машина должна работать при минус 60, а по американским - при минус 55°С. А каждый “лишний” градус дорогого стоит. Легко убедиться, что обычный ПК при минусовой температуре работать не будет.
Военный ПК
К настоящему времени НИИ “Аргон” сохранил 30% доперестроечной численности сотрудников, средний возраст которых - 51 год, средняя зарплата - 1100 рублей. Если положение не изменится, то через девять лет делать бортовые компьютеры в стране будет просто некому.
В нынешнем трудном положении определенную помощь “Аргону” оказывает мэр Москвы Ю. М. Лужков - пожалуй, единственный из политиков, пытающийся реально оказывать поддержку высоким технологиям, но и он не всесилен.
Общая современная тенденция развития вооружений в мире - их интеллектуализация. Необходимость коренного перевооружения армии стала очевидна уже после Афганистана. Стране не нужна большая армия - ей нужна армия боеспособная. И здесь без БЦВМ не обойтись.
Редакция нашего еженедельника поздравляет замечательный коллектив НИИ “Аргон” с юбилеем!