Игорь Альтшулер
Связисты хорошо понимают друг друга, поэтому их отраслевые конференции отличаются от прочих более высоким уровнем согласия и на них чаще услышишь серьезные требования к поставщикам ПО - потребители не просто ПО хотят приобрести, а собственные проблемы решить (возможно, с помощью ПО). Эти мысли пришли мне в голову на Информационном дне SAP для специалистов в области телекоммуникаций. Честно говоря, уже побывав на подобных днях для других отраслей (например, аэрокосмической), я был настроен скептически - опять приедут из Германии умные люди и будут рассказывать, как они хорошо решают проблемы крупных немецких или испанских предприятий.
И на этот раз замечательный специалист из Германии Холгер Рупп приехал и сообщение свое сделал. Он обрисовал тенденции: ужесточение международной конкуренции, приватизацию/дерегулирование в отрасли, многочисленные слияния телекоммуникационных компаний, внедрение в отрасль компаний из других сфер бизнеса (так, Deutshe Bank решил приобрести кабельные сети). Г-н Рупп рассказал о том, что телекоммуникационная отрасль растет весьма быстро - 10% в год, свыше 6% мирового оборота в сфере телекоммуникационных услуг инвестируется в информационные технологии. Сегодня клиенту мало чисто технических услуг, он хочет индивидуального обслуживания.
Непрерывно снижаются цены, пакетируются услуги, сокращается жизненный цикл продуктов, реализуются такие идеи, как “персональный телефонный номер” (он и мобильный, и домашний, и рабочий, сеть сама разбирается). По мнению отраслевого менеджера SAP, расходы на стандартное ПО в последующие пять лет вырастут на 40%, произойдет замена множества нестандартных систем, увеличится спрос на ERP-решения. “Мы не собираемся, - сказал он, - строить в чистом поле систему для всех клиентов. Многочисленные группы и объединения пользователей позволяют нам слушать рынок, а не только самих себя”.
Но выступлением специалиста из Вальдорфа (где расположена штаб-квартира SAP) дело не ограничилось. Не менее интересным оказалось сообщение челябинцев, М. П. Иванова и его коллег, представлявших входящее в десятку лучших операторов России АО “Челябинсксвязьинформ”. Что привлекло челябинцев в R/3? На этот вопрос они ответили просто: “Хорошее отношение к нашим потребностям и хорошая технология внедрения - другие фирмы такого не предлагали”. Контракт с SAP предусматривает поставку системы на 250 пользователей (на первом этапе их будет 70). Информатизация, кстати, привязана к структурной перестройке предприятия - вместо 48 филиалов в нем останется 16.
Внедрение R/3 идет полным ходом: приказом генерального директора утверждены проектные группы (в каждой - 21 специалист), созданы команды ключевых конечных пользователей. Обучено 30 сотрудников (причем многие из них изучили не один курс, а несколько, до пяти). Отчеты челябинцы готовят уже самостоятельно. “Процентов на 80, - сказал М. П. Иванов, - прототип уже готов”. Формируется база данных, есть интерфейс с биллинговой системой. И хотя во время демонстрации связь с челябинским сервером была менее быстрой и надежной, чем с сервером в Вальдорфе, но не боги же, в самом деле, горшки обжигают.