“Проблема 2000”: действующие лица и исполнители

Леонид Черняк

Естественно, что “Проблема 2000” не могла миновать государственные структуры. Их позиция в этом вопросе отражена в документах, которые были опубликованы в 1998 г. на сайте Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации http://www. ptty.gov.ru:

- методические рекомендации по решению “Проблемы 2000”;

- типовое положение о Центре компетенции по “Проблеме 2000”;

- рекомендации о порядке признания Центров компетенции по “Проблеме 2000”;

- общие технические требования к техническим средствам связи. Соответствие 2000 году.

Как видим, на уровне документов подход к решению проблемы очень серьезный. Позволим себе выборочное цитирование первого документа:

“В каждом министерстве, ведомстве, органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть создана рабочая группа для решения "Проблемы 2000" и назначен ответственный исполнитель. Основная задача рабочей группы: обеспечение гарантированного решения "Проблемы 2000" в государственном секторе во всех подведомственных организациях/ предприятиях.

...В каждой организации, ответственной за эксплуатацию и развитие ведомственной ИС, должна быть создана рабочая группа и назначен ответственный исполнитель.

...На Госкомсвязи России возлагаются следующие функции:

- организационное и методическое руководство решением "Проблемы 2000";

- разработка и доведение до государственных органов управления типовых методик решения "Проблемы 2000";

- организация научно-технической и методической помощи в проведении инвентаризации отраслевых и региональных ИС с целью выявления их зависимости от "Проблемы 2000", оценки возможности реализации эволюционного пути модификации ИС, разработки планов мероприятий и реализации проектов решения "Проблемы 2000";

- организация обобщения мирового и отечественного опыта по преодолению "Проблемы 2000" и соответствующее информационное обслуживание заинтересованных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”.

Методические указания содержат алгоритмы, методику для решения “Проблемы 2000” и правила инвентаризации информационных систем. Подготовлены рекомендуемые формы учета для различных архитектур. Одним словом, учтено все, как при подготовке к военной операции, при этом выдержан высочайший уровень бюрократической культуры.

Выделены и действующие силы - Центры компетенции по “Проблеме 2000”.

Определение гласит: “Центр является структурным подразделением организации сферы информатизации, способным на своей инструментально-программной базе и силами собственного персонала выполнять тестирование средств информатизации, анализировать его результаты, осуществлять модификацию и модернизацию средств информатизации, подверженных влиянию "Проблемы 2000", вести разработку инструментальных средств, обеспечивающих корректное функционирование информационных систем при переходе к 2000 году”.

Было бы интересно соотнести необходимое количество этих центров с объемом предполагаемых работ, но таких данных нет. По состоянию на январь всего Госкомсвязи признал три Центра компетенции.

Первым в декабре 1998 г. был назван холдинг Ланит. Сотрудничество с корпорацией Electronic Data Systems, или EDS (предприятие “ЭДС-Ланит”, представляющее EDS в странах СНГ, входит в состав холдинга) позволяет использовать в России опыт этой компании по подготовке к 2000 году информационных систем для крупных западных корпораций и правительственных организаций. Кроме того, Центром компетенции Ланит также разработана собственная технология решения “Проблемы 2000”, применимая для заказчика с самыми разными потребностями.

Несколько позже, в январе, предприятие “Анкей/Компьютерные системы”, входящее в состав Анкей/Холдинга, признано вторым Центром компетенции по “Проблеме 2000”.

Наравне с наработками своих партнеров (Microsoft, Hewlett-Packard, Compaq, Sun Microsystems, Cisco Systems, Cabletron Systems и др.) “Анкей” опирается и на собственные технологии при выработке методик локализации и устранения “Проблемы 2000”, а также ведении консультаций по данному вопросу.

Центр компетенции “ЕС-лизинг” по сравнению с первыми двумя имеет иной статус. Предприятие начало работать в этом направлении раньше, и поэтому его Центр компетенции нельзя назвать просто третьим по счету. Из названия следует, что “ЕС-лизинг” призван решать “Проблему 2000” применительно к отечественным и импортным мэйнфреймам, где она является наиболее острой. В этом Центре, как и в двух других, имеются собственные очень интересные подходы к ее решению.“ЕС-лизинг” находится в полной готовности к работе с потенциальными заказчиками - а заказчиков-то и нет. Дело в том, что в положении о Центре есть один существенный пункт: “Расходы Центра компетенции, связанные с проведением работ по решению "Проблемы 2000", оплачивает заказчик этих работ. Условия оплаты определяются договором между заказчиком и Центром компетенции - исполнителем работ”. Кто, как и сколько должен платить - вопрос пока еще нерешенный.

По словам заместителя директора “ЕС-лизинга” по маркетингу В. Б. Рябухина, одной готовности к оказанию услуг мало, необходима еще готовность заказчиков к оплате этих услуг. Сейчас государственный заказчик не готов даже к оплате работ по инвентаризации, которые позволят определить размер бедствия.

Итак, что же мы имеем? Есть свод правил и методик, но нет финансов. Есть три Центра, где в совокупности штат специалистов, ориентированных на “Проблему 2000”, не превышает нескольких сотен человек. До конца 1999-го остается менее 11 месяцев, размер оставшегося куска шагреневой кожи критически мал. В предчувствии неблагоприятного исхода в 1999 г. наконец появился следующий документ с классическим по количеству родительных падежей названием: “Методические рекомендации по обеспечению непрерывности деятельности организаций и планированию на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств в связи с "Проблемой 2000"”.

А вообще отношение к Y2K в России напоминает старый анекдот.

В кабинете президента одной воинственной страны обсуждается план нападения на богатого соседа; масса людей с лампасами, карты, схемы... Докладывает маршал, он говорит о том, сколько миллионов пехотинцев пойдет тем или иным маршрутом. Затем маршал спрашивает президента: “Как танки пустим, по флангам или по центру?”. На что тот отвечает: “По центру - все три и сразу!”.