Технический анализ
Новые программные пакеты более дешевы, гибки, удобны в работе
Генри Балтазар (PC Week Labs)
Хотя мощь и потенциальные возможности геоинформационных систем (ГИС) давно завоевали широкое признание, многие компании до последнего времени не решались их использовать из-за высокой цены и сложности. ПО нового поколения сделало эти системы более доступными, а недавно появившаяся возможность интеграции с Интернетом и серверами приложений еще больше расширила сферу их применения.
ГИС объединяют традиционную информацию, хранимую в базах данных, с цифровыми картами и преобразуют простые текстовые записи в картографические маркеры. ГИС можно использовать для нахождения наиболее выгодного пути передвижения между точками на карте, что представляет ценность для любой компании, занимающейся доставками товаров, а также для коммерсантов или консультантов, которым приходится переезжать с места на место.
Испытания новых ГИС-пакетов в Тестовом центре PC Week Labs показывают, что эта технология может привлечь очень многие компании, особенно те, что действуют на рынке электронной коммерции, а расширение круга пользователей ГИС должно побудить ИТ-менеджеров серьезно отнестись к этим продуктам. ГИС дают компаниям возможность визуально отображать свои потенциальные рынки и следить за конкурентами. Компании могут интегрировать ГИС с серверами приложений, используя средства типа MapXtreme корпорации MapInfo, и создавать Web-страницы, позволяющие их клиентам легко находить нужные ресурсы.
Одним из первых продуктов, разрушивших традиционный образ ГИС, стал выпущенный прошлым летом ArcView Business Analyst фирмы Environmental Systems Research Institute (ESRI). В Business Analyst имеются мастер-функции, которые помогают пользователям в выполнении основных задач и значительно упрощают работу по сравнению с Arc/Info, базовым продуктом ESRI. Business Analyst включает в себя все мощные функциональные возможности Arc/Info.
ESRI сумела снизить общую стоимость для пользователя, включив в пакет демографическую и деловую информацию, предоставленную другими компаниями, например Claritas. Раньше подобные данные были недоступны для большинства из-за их высокой цены. Business Analyst стоит $11 995 и, конечно, не может считаться дешевым продуктом, однако его стоимость составляет лишь долю от тех затрат, которые потребовались бы для привлечения квалифицированных географов, умеющих анализировать данные, или приобретения подборок данных непосредственно у Claritas.
MapXtreme Java Edition позволяет помещать на Web-страницы динамически отображаемые карты
Известно, что корпорация Microsoft намерена выпустить ГИС-продукт MapPoint 2000, который дополнит пакет Office 2000. MapPoint будет лишен ряда функций, имеющихся в Business Analyst фирмы ESRI, зато и стоить он будет всего $109, что резко снижает ценовой барьер ГИС-систем.
Располагая повсеместно используемыми ОС и офисным пакетом, Microsoft еще больше укрепляет свои позиции, органично усиливая линию продуктов Office за счет мощных возможностей ГИС. MapPoint 2000 не способен конкурировать с возможностями пространственного анализа корпоративного класса, которые предлагает Business Analyst, однако он открывает ГИС-технологии для малого бизнеса и пользователей домашних ПК.
При испытании в PC Week Labs второй бета-версии MapPoint 2000 нам понравился простой интерфейс этого продукта. Он очень облегчает поиски нужных адресов, причем MapPoint 2000 быстро сканирует обширную базу данных адресов США.
Жаль, что MapPoint 2000 не может находить оптимальные маршруты в сети улиц и дорог - это дало бы возможность автоматически определять направление передвижения. По словам официальных лиц Microsoft, данная функция не входила в число приоритетов для первой версии MapPoint 2000, но, образно говоря, она отмечена на маршрутной карте разработчиков продукта.
Самым привлекательным качеством для покупателей MapPoint будет его интеграция с Office. Наши испытания показали, что элементы карт можно легко копировать в документы Word и презентации PowerPoint. Продукт также позволяет импортировать данные из Excel и Access. Кроме того, MapPoint автоматически выполняет геокодирование данных (связывает адреса с соответствующими точками на цифровой карте).
Работа с картами в Интернете
В связи с резким ростом популярности Интернета возможность публикации данных на Web-сайтах стала исключительно важной. Продукт MapXtreme Java Edition корпорации MapInfo вполне удовлетворяет этим требованиям. Java Edition представляет собой средство разработки приложений, позволяющее создавать Web-страницы с возможностями динамического отображения карт (см. рисунок).
Используя Java Edition в связке с сервером приложений HAHTsite, мы без труда создавали свои ГИС-приложения, которые работали через Web-сервер, установленный на сервере с процессором Pentium Pro.
Java Edition совместим с серверами приложений, работающими на различных платформах, включая серверы приложений компаний Oracle и NetDynamics, и с любыми Web-серверами, использующими интерфейсы Internet Server API корпорации Microsoft или Server API Netscape Communications, а также шлюзы Common Gateway Interface, что позволяет большинству разработчиков обогащать свои Web-страницы ГИС-возможностями MapXtreme.