Александр Зайцев
Когда весной 1998 г. известные путешественники отец и сын Шпаро пробирались по льдам Берингова пролива на Аляску, оперативную связь они держали с помощью спутникового радиотелефона Inmarsat. Еще тысячи таких же радиотелефонов по всей России используются не только в экстремальных ситуациях, но и для текущей работы многими организациями, для которых надежная связь является критически важной. Спрос на мобильную связь в России был всегда, а сейчас он растет особенно быстро.
Глобальная система мобильной связи Inmarsat работает уже около 20 лет. Она предоставляет морским судам как аналоговую (стандарт А, введен в 1982 г.), так и цифровую связь (стандарт B, введен в 1993 г.). По мере совершенствования технологии был введен стандарт С для цифровой мобильной связи, сейчас он наиболее популярен среди пользователей.
Примерно пять лет тому назад сформировался рынок персональной мобильной связи, на который Inmarsat вышла со своими спутниковыми телефонами стандарта М. Такой телефон умещался в кейс и весил менее 10 кг. Сейчас имеется возможность работы через новую службу Mini-M с помощью персональных телефонов массой всего 2 кг, ориентированных на геостационарные спутники Inmarsat третьего поколения. Для экономной передачи данных принят стандарт D+ типа двустороннего пейджинга, большое значение имеет стандарт E для службы спасения GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System). Важное направление развития Inmarsat - подсистема Aero для авиации.
Inmarsat использовалась в СССР с 1982 г., и советская промышленность даже разработала несколько типов судовых станций. Но после 1991 г., когда российские производители средств связи столкнулись с реалиями мирового рынка мобильной связи, выяснилось, что ни одна из них не может конкурировать с зарубежными компаниями.
Поставщиком услуг связи системы Inmarsat в России выступает ГП “Морсвязьспутник” (www.marsat.ru). Это предприятие является оператором наземных станций, а также ведет расчеты по оплате услуг связи.
В последние годы оно внедрило систему связи стандарта Inmarsat-С на всей флотилии Верхне-Ленского речного пароходства. Двести судов оснащены терминалами стандарта С производства датской фирмы Thrane & Thrane, которые обеспечивают цифровой канал связи со скоростью передачи данных 600 бит/с и включают в себя GPS-приемник. Гарантийный срок безотказной работы терминалов - 10 лет. Суда Ленского пароходства имеют круглосуточную связь с пятью управляющими пунктами, расположенными в транспортных центрах Восточной Сибири - Якутске, Усть-Куте, Киренске, Алексеевске и Иркутске. На дисплеях центров управления постоянно отображается информация о местоположении судов, оперативные и срочные сообщения.
Опытная эксплуатация системы показывает - текущие расходы на связь стали примерно в 5 раз меньше тех, что приходилось нести при существующей сети коротковолновой связи. Затраты на приобретение и установку аппаратуры должны окупиться в течение трех лет. Кардинальная перестройка связи речного флота России на основе системы Inmarsat не всем нравится, но рынок учит жить по средствам всех без исключения. Специалисты ГП “Морсвязьспутник” рассчитывают, что речники других пароходств скоро последуют примеру сибиряков.
Успешное развитие ГП “Морсвязьспутник” в будущем связано с организацией среднеорбитальной спутниковой системы связи ICO, ввод которой запланирован на 2000 г. В конце прошлого года стало известно о создании компании ICO-Russia. Ее учредители: “Морсвязьспутник” (15%), “Вымпелком” (50%) и ICO International (35%). Это означает, что мобильная связь по типу судовой будет еще более привлекательной и действительно станет доступной на земле, в небесах и на море.
А где же наши мобильные системы “Марафон”, “Сигнал”, “Курс” и др., в создание которых были вложены огромные бюджетные средства? Организации - разработчики этих систем, очевидно, полагали, что они будут единственными (читай - монопольными) поставщиками оборудования и услуг связи, поэтому спокойно растратили бюджетные деньги, не подумав о будущем. Сейчас в России официально действуют Intelsat, Inmarsat, Eutelsat, Iridium, GlobalStar, оформляют лицензии ICO-R и Orbcomm. К сожалению, шансы российских компаний выиграть конкуренцию в гражданском секторе мобильной связи очень невелики.