Статья только в электронной версии журнала
Новый инструментарий усовершенствует управление корпоративными сетями
Кристина Б. Салливан
Среди компаний, использующих ПО сетевого управления, растет понимание того, что для системного управления недостаточно функций, предусмотренных в самих платформах сетевого управления, - нужен еще и инструментарий, позволяющий реализовать их возможности в полном объеме. Сегодня уже всерьез говорят о создании автоматизированной сети, способной работать практически в автономном режиме, когда оператору приходится вмешиваться только при возникновении неполадок. Правда, пока это выглядит отдаленной перспективой, но компании все-таки движутся в этом направлении. В частности, они все чаще начинают применять разнообразные инструментальные программы, которые обеспечивают слежение за системными параметрами и готовят почву для изменения принципов эксплуатации сети.
В качестве примера можно привести фирму Bell Advanced Communications (Монреаль, Канада), дочернюю компанию фирмы Bell Canada, где используется набор инструментальных программ, обеспечивающий управление как внутренней сетью фирмы, так и сетями клиентов. В результате появилась возможность не только управлять собственными сетями, развернутыми в провинциях Онтарио и Квебек, но и предоставлять клиентам услуги по сетевому управлению и организации служб поддержки их сетей. При этом обслуживаемые сети могут содержать от 10 до 1000 маршрутизаторов.
Для сетевого мониторинга Bell Advanced Communications применяет комплект OpenView компании Hewlett-Packard, генерацию запросов в службу поддержки обеспечивает пакет ARS (Action Request System) корпорации Remedy, а для обнаружения источников возникающих проблем используется программа InCharge фирмы System Management Arts.
“HP OpenView постоянно следит за топологией сети, - поясняет Берт Мариани, сетевой менеджер Bell Advanced Communications. - При обнаружении потенциальных неполадок этот комплект передает соответствующую информацию в программу InCharge для внесения необходимых корректив. Если это не помогает, пакет корпорации Remedy генерирует запрос”.
Кроме программного обеспечения, в состав автоматизированной системы выявления и устранения сетевых проблем, развернутой в Bell Advanced Communications, входят 10 рабочих станций фирмы Sun Microsystems. В общей сложности система обошлась фирме в 750 тыс. долл. “Раньше мы многое упускали из виду, - признается Мариани. - Именно поэтому и было решено попытаться автоматизировать все процессы”. Теперь же, по его словам, оператору приходится вмешиваться в работу сети только в тех случаях, когда поступает запрос в службу поддержки.
InCharge прекрасно дополняет комплект OpenView, определяя источник возникающих проблем. OpenView сообщает обо всех событиях в сети, а InCharge дает возможность специалистам Bell Advanced Communications сосредоточить все внимание на устранении самой проблемы, а не на анализе ее симптомов.
Программа InCharge указывает специалистам BACI, где произошел сетевой сбой
Пакет Remedy ARS нашел применение и в национальной службе медицинского страхования Франции Caisse Nationale d’Assurance Maladie (CNAM). В качестве платформы централизованного управления системами здесь используется комплект OpenMaster, выпускаемый фирмой BullSoft - подразделением фирмы Bull Worldwide Information Systems, специализирующемся на разработке программного обеспечения. На это ПО возложена задача сбора данных с унаследованных систем на базе мэйнфреймов, серверов под управлением Unix и Windows NT, маршрутизаторов и персональных компьютеров. Если в сети возникают неполадки, OpenMaster пересылает соответствующую информацию в Remedy ARS.
В CNAM имеется свыше тысячи отделений, разбросанных по всей территории Франции, где работает около 70 тыс. служащих. Информационная сеть этой службы объединяет около 60 тыс. настольных систем, подключенных к ЛВС на базе Windows NT, а также тысячу маршрутизаторов и мэйнфреймов, размещенных в 15 географических точках.
OpenMaster выполняет роль центральной консоли, обеспечивающей интеграцию систем по всей стране. “С помощью OpenMarket мы управляем настольными ПК, серверами, коммутаторами и маршрутизаторами, - отмечает Жан Пьер Блуэ, менеджер информационных технологий CNAM (Париж, Франция). - Самой ценной функцией этого пакета для нас является единобразие представления всех объектов, которыми нам приходится управлять”.
Операции меньшего масштаба
Если количество объектов управления не исчисляется тысячами, возможно, лучшие результаты даст применение инструментальных программ другого типа. Корпорация Science Applications International (Оук-Ридж, шт. Теннесси) для системного управления в своей расширенной интрасети применяет пакет FrontLine Manager компании Manage.com. Установлен у нее и комплект TME фирмы Tivoli Systems, однако он предназначен для WAN-сети.
“Tivoli разрабатывала свой продукт для управления тысячами машин. Нам же в своей расширенной интрасети приходится иметь дело только с серверами, и TME оказывается для нее слишком большим”, - утверждает Дэйл Элрод, аналитик сетевых систем корпорации Science Applications International. Для управления через Web восемью удаленными узлами, которые обслуживают до 450 пользователей, его вполне удовлетворяет FrontLine Manager. “Я применяю FrontLine Manager, чтобы следить за основными серверами и машинами в расширенной интрасети. Этот пакет приспособлен для работы через Web, поэтому я могу получить доступ к системе с любого настольного компьютера”, - говорит Элрод.
Корпорация Science Applications International (около 35 тыс. служащих) владеет собственным научно-исследовательским и проектно-конструкторским центром, расположенным в Сан-Диего (шт. Калифорния). В расширенной интрасети корпорации установлены машины, непосредственно подключенные к системам клиентов, в число которых входят корпорации Lockheed Martin и CSX. Все это позволяет оперативно вносить изменения в программные средства, разработанные специалистами SAIC. Если клиент захочет проверить уровень производительности сети в реальном времени, он может быстро получить соответствующий отчет через Web.
Крайне важна для Элрода способность пакета FrontLine Manager производить полную инвентаризацию оборудования сети и определять, какие компьютеры готовы к работе в 2000 г. “Нам обязательно нужно знать версии BIOS. Благодаря FrontLine я могут сесть за свой терминал и просмотреть информацию на системных платах всех машин, - рассказывает он. - Как оказалось, несколько наших ключевых серверов не соответствовали требованиям 2000 года, поэтому мы заменили их”.
В корпорации Science Applications International используется и пакет NetIQ AppManager корпорации NetIQ, который автоматически возобновляет оказание услуг в случае возникновения неполадок. Для обеспечения пейджинговой связи с сетевыми администраторами эта инструментальная программа интегрирована с Attention фирмы Attention Software.
К вашим услугам
Средства сетевого управления понадобились и кадровому агентству подбора временного персонала Kelly Services (Трой, шт. Мичиган). Для своей сети, охватывающей 1200 филиалов, эта фирма избрала Enterprise Administrator фирмы Mission Critical Software. Недавно агентство, в штаб-квартире и удаленных офисах которого работает около 8 тыс. пользователей, решило отказаться от терминальных систем и перейти на настольные ПК.
“Нам потребовался узкоспециализированный инструментарий, чтобы вооружить им службы поддержки пользователей первого и второго уровня, не предоставляя каждой из них полный комплект программ, - рассказывает Крис Хруска, менеджер внедрения новых технологий Kelly Services. - Перейдя с терминалов на NT и начав использовать пароли, мы стали получать буквально тонны запросов на обновление паролей и предоставление дополнительных прав доступа. Пересылать все эти запросы в службу поддержки первого уровня нам помогает Enterprise Administrator”.
С помощью этой программы специалисты Kelly Services получили возможность централизовать сетевое администрирование. Благодаря ей все стандартные обращения в службу поддержки теперь обрабатываются службами первого и второго уровня, тогда как сотрудники третьего уровня, обладающие более глубокими знаниями и обширным опытом, могут сосредоточиться на решении более сложных проблем.
“Мы больше не обременяем службы поддержки третьего уровня рутинной работой, - утверждает Хруска, - ведь для смены паролей высокая квалификация не нужна”.
На Enterprise Administrator возложена и еще одна задача: он контролирует учетные записи и сообщает о тех, которые не используются или используются с нарушениями. “Enterprise Administrator постоянно контролирует расставленные нами "ловушки" и составляет отчеты”, - рассказывает Хруска. Неиспользуемые учетные записи после этого могут удаляться в автоматическом режиме.
Для системного управления индивидуальными ПК в Kelly Services применяется пакет System Management Server корпорации Microsoft. “В нашей сети не так уж много серверов, - поясняет Хруска. - Данные чаще всего хранятся локально, исключение составляют разве что крупные ветви нашей компании. Нам часто приходится проверять, насколько конфигурация того или иного компьютера подходит для очередного пользователя. Теперь эта задача предельно упрощена и достаточно подключиться по коммутируемому каналу и просмотреть все параметры настройки”.
С внештатным редактором Кристиной Салливан можно связаться через Интернет по адресу: kristina_sullivan@zd.com.