Интернет позволяет совершенно по-новому организовать работу программистского коллектива. При этом отпадает необходимость в офисе, постоянном штате сотрудников и многих других учрежденческих атрибутах. Такая форма работы уже доказала свою жизнеспособность. Редакторы нашего еженедельника Эдуард Пройдаков и Александр Ливеровский встретились с руководителем и научным консультантом виртуального коллектива программистов Игорем Адамовичем.
Игорь Адамович
PC Week: О вашей фирме мало что известно, поэтому интересно знать, с чего все началось.
Игорь Адамович: Наша фирма - это, скорее, антреприза, а не труппа, поэтому правильнее называть ее виртуальной фирмой. Она пережила три стадии развития. Вначале мы не были юридически оформлены и в основном работали под эгидой ИПИ РАН и подобных ему организаций. В 1990 г. было организовано ТОО “Аист-СТ”, а в 1993 г. образовано индивидуальное частное предприятие - фирма AMSD.
Нашу деятельность можно четко разделить на два направления: это - контрактные работы, которые мы выполняем по договорам с зарубежными и отечественными организациями, как коммерческими, так и государственными, и наши собственные разработки. Наибольшая доля контрактных работ приходится на корпорацию Digital, благополучно слившуюся с Compaq, хотя есть и серьезные заказы от других компаний. Наши инициативные работы в последнее время сконцентрировались в области телекоммуникаций и Интернета. К разработкам мы привлекаем то количество людей, которое необходимо для выполнения конкретного проекта, в зависимости от портфеля заказов 20 - 25 программистов. Как правило, это сотрудники академических институтов - Института проблем информатики, Института проблем управления, Института системного программирования и некоторых других. Мы считаем, что таким способом в какой-то степени поддерживаем нашу академическую науку. Нам известно, что если бы представители этих институтов не участвовали в наших проектах, многие из них оказались бы в других, не академических, структурах. Кроме того, мы не боимся привлекать к работе студентов и аспирантов, и прежде всего Физтеха, мехмата МГУ, МАИ. С одной стороны, у нас нет стабильной организационной формы - трудовые книжки исполнителей лежат в их “родных” организациях - сама тематика и возможность поработать в современных технологиях достаточно привлекательна, поэтому многие специалисты сотрудничают с нами в течение длительного времени. Бывали, конечно, случаи, когда люди уходили от нас в коммерческие структуры, например в банки. Но тут уж ничего не поделаешь, мы не в состоянии платить им такие большие деньги, как там.
PC Week: Несколько слов о ваших зарубежных контрактах.
И. А.: Тематика наших работ сильно диверсифицирована. Можно сказать, что мы “неразборчивы в связях”. Готовы сотрудничать со всеми, кто может предложить работу и оплатить ее. Корпорация Digital тоже сильно диверсифицирована, поэтому мы получали от нее самые разные заказы. Начинали мы с того, что сделали эмулятор процессора Alpha в операционной среде Windows NT на платформе X86. Это было в то время, когда процессоры Alpha были в большом дефиците. Многие фирмы должны были писать для них приложения, а самих машин не было. Эмулятор для среды Unix сделала сама Digital, но поскольку много разработчиков работает на платформе Intel в NT, нам было поручено сделать эмулятор для этой среды. И мы его сделали. Это был наш первый контракт. Он позволил нам закрепиться на рынке, и мы показали Digital широту наших возможностей. К сходной тематике можно отнести эмулятор PDP-11, к сожалению, не получивший распространения из-за полного отсутствия маркетинговой поддержки. И здесь вся вина лежит на Digital, потому что нам удалось сделать то, чего не смогли сделать они сами, хотя неоднократно предпринимали такие попытки.
PC Week: Это тем более удивительно, ведь они сами разработали PDP-11.
И. А.: Просто к тому времени довольно много специалистов, занимавшихся разработкой PDP-11, уже покинули Digital. Кроме того, задача действительно была не из легких. Речь шла о том, чтобы эмулировать не какую-то операционную среду, например RSX-11 или RT, а всю аппаратуру. И нам удалось это сделать. На этот эмулятор ставили и операционные системы реального времени RSX, и операционную систему типа RT.
Мы эмулировали комплект внешних устройств очень широкого диапазона. Самое сложное было в том, чтобы сэмулировать внешние устройства. Там были Digiboard’ы в качестве плат дискретного вывода, диски, ленты и все, все, все. Это потребовало колоссальной работы.
PC Week: А кому это было нужно?
И. А.: Дело в том, что у многих специалистов машины PDP-11 ассоциируются с мини-ЭВМ, т. е. со шкафами, представленными на выставках конца 60-х - начала 70-х годов. Однако PDP-11 шла в ногу со временем, она претерпела изменения, и в конце концов Digital разработала микропроцессор, на базе которого была выпущена плата PDP-11, содержавшая в себе всю машину, и эта плата в качестве встраиваемого компьютера очень широко использовалась предприятиями, занимавшимися автоматизацией процессов, там, где требовалось реальное время. Операционная система RSX была очень устойчивой, широко используемой системой. Получилась следующая картина - все пользователи PDP-11, ее шкафного исполнения, чтобы не переходить на другие операционные среды, стали использовать одноплатный вариант. И это кончилось ничем, потому что к тому времени архитектура устарела и физически, и морально. Нам была поставлена задача, мы ее выполнили, но не по техническим, а по каким-то непонятным нам причинам работа не нашла продолжения. Хотя в России даже сейчас существует потребность в такой замене.
Интересной оказалась разработка Back-end - оптимизирующего компилятора с языка Visual Си++ корпорации Microsoft для процессора Alpha. Эта работа выполнялась совместно с Digital и Microsoft. От Microsoft мы получили описание промежуточного языка, в который Front-end компилирует программу. Мы писали компилятор с этого языка, оптимизированного для процессора Alpha, и нашли удачные решения на уровне регистровой оптимизации. В этом процессоре, в отличие от процессоров архитектуры Intel, имеется большое число регистров. И вот мы разработали свою идеологию их оптимального использования.
PC Week: Как ваши программисты оценивают архитектуру процессора Alpha, ведь они ее прекрасно знают?
И. А.: Эта архитектура не застывает на месте, она меняется. Если сравнивать процессоры серий 061, 161 и 261, то можно отметить эволюцию архитектурных решений, в частности то, что работа с кэш-памятью подвергалась существенным изменениям. Я не могу сказать, что архитектура Alpha вызвала у нас неприятие, но в ней были слабые места, которые затрудняли оптимизацию работы конвейера.
PC Week: А не умерла ли Digital?
И. А.: Правильнее сказать, что она сменила оболочку. Ситуация примерно такая. Compaq предоставила Digital возможность завершить все начатые работы. На Западе не наблюдается таких типичных для наших преобразований явлений, когда на выполняющиеся работы можно “наплевать и забыть”. В частности, контракты, которые мы сейчас выполняем, заключались еще с Digital. Compaq достаточно плавно корректирует тематику работ Digital применительно к своей стратегии. Но поскольку в эту стратегию явно входит поддержка мощных серверов на процессоре Alpha, то это, пожалуй, блокирует резкие колебания, поскольку оснащение этих серверов серьезными программными продуктами соответствовало и стратегии DEC. Наша последняя работа - это проект Winpak. Если в двух словах, то это некоторое средство, позволяющее автоматизировать, я подчеркиваю - автоматизировать, а не сделать полностью автоматическим, процесс переноса прикладных программ, написанных для различных платформ, и прежде всего для Cray и других компьютеров, в среду Digital Unix на платформе Alpha. Мы сейчас участвуем в создании такого средства - Windows Porting Assistant. Для нас этот проект интересен тем, что его результат объявлен как коммерческий продукт. Установлены сроки его выпуска. И хотя первоначальные сроки уже сдвинулись (правда, не по нашей вине - мы график работ соблюдаем очень пунктуально), мы надеемся на скорое появление WINPA на рынке.
PC Week: А какие инициативные работы вы ведете?
И. А.: Мы разрабатываем устройство, позволяющее вести в автомобиле переговоры с сотового телефона и при этом не отвлекаться на его обслуживание. Управляется телефон тактильно - нажатием на кнопки, а обратная связь осуществляется через аудиоканал.
Из других работ можно отметить Интернет-телефонию. Мы сделали первый в России и, насколько я понимаю, пока единственный Интернет-телефон AMSD Easy Talk. Это компьютерная программа, позволяющая человеку, если его компьютер снабжен микрофоном, наушниками, звуковой платой и имеет выход в Интернет, разговаривать через сеть с партнером, у которого установлена такая же программа. Возможность эта весьма привлекательна. Правда, программы, подобные нашей, уже существуют, например Net Meeting, Vocal Tech и т. д. Здесь мы не оригинальны, но в нашем Easy Talk довольно неплохо решена проблема кодирования и передачи аудиоинформации. В частности, мы специально разработали протокол Easy Channel. Он достаточно устойчив к потерям пакетов, которые практически неизбежны в сетях TCP/IP.
Easy Talk может использоваться в двух режимах. Прежде всего, для разговоров “точка - точка”, т. е. Easy Talk с другим Easy Talk, т. е. в режиме машина - машина. Кроме того, в кооперации с фирмой “ИнформВЭС” мы сейчас разрабатываем связь между сетью Интернет и обычной телефонной сетью. Наш продукт AMSD Talk Server позволяет осуществить такое шлюзование. По сети Интернет мы получаем информацию, в ней есть служебная часть, содержащая номер телефона, по которому нужно дозвониться. Установив связь с этим телефоном, мы организуем обмен аудиоинформацией между абонентами. По отзывам, слышно довольно прилично. Сегодня можно позвонить по Интернету в любой город, в котором есть такой сервер, например в Москву. Вскоре звонки можно будет делать и с телефона на Easy Talk, и с телефона на телефон, но при условии, что на двух концах линии стоят шлюзы. Мы очень серьезно относимся к этой разработке, потому что это - перспективный рынок, хотя опять же - не пустой. Легкого хлеба сегодня в области компьютерных технологий нет.
PC Week: Вы рассказали, как работаете на американцев. Заказывает ли вам что-нибудь Европа?
И. А.: Первый наш международный контракт мы заключили с французской фирмой “Симог Интернасиональ”. Это было в 1992 г. Заказ надо было выполнить так быстро, что, как у Райкина, мы не поняли, что же мы делали. Мы адаптировали муниципальную систему, работающую в экзотической операционной среде PROLOGUE-3 и написанную на не менее экзотическом языке ABAL. Все это требовалось перевести в удобную для человека среду, да еще по-французски. Но мы тогда были настолько голодными, что перевели бы все даже с клинописи.
После этого возник очень интересный проект с западногерманской фирмой ESD, хотя и предназначенный для американцев, - мультимедийный учебник русского языка. И опять мы натолкнулись на маркетинговые проблемы. Точнее, на маркетинговую немощь наших партнеров. Продукт получился очень удачным и по тем временам сильно продвинутым, мы привлекли известных художников-мультипликаторов и очень сильно продвинули аудиоряд учебника, в частности, выдавалась количественная оценка степени соответствия произношения ученика эталону. Оформлено это было в виде стрельбы по мишени. Если соответствие полное - попадаешь в 10, похуже - в 9 и т. д. Мы проделали серьезную работу. Однако когда дело дошло до распространения, фирма, на которую мы работали, пропала. Судьбы ее мы не знаем.
Много еще разных интересных вещей рассказал нам Игорь Михайлович. К сожалению, на полное изложение всего услышанного журнальных полос явно не хватает. Тем не менее мы надеемся, что у наших читателей сложилось достаточно четкое впечатление о потенциале и возможностях “виртуальных” фирм.