Игорь Мажаров
Длительное время в Китае не придавали значения Интернету как средству национальной и международной коммуникации, отдавая предпочтение EDI-сетям, вполне удовлетворяющим жестким требованиям китайских властей по управляемости и контролируемости. Однако бурное развитие информационных технологий и появление целого сектора новых услуг, базирующихся на Интернет-коммуникациях, заставили китайское руководство изменить отношение к Сети и приступить к формированию собственной научной и технологической базы для создания Интернет-приложений.
Решению этой задачи в огромной степени способствует выработанный в конце 1995 - начале 1996 г. общий курс на развитие китайской науки и техники. Широко рекламируемые в стране и за рубежом индустриальные парки высоких технологий, для которых власти определили четыре важнейших направления работы: биотехнологии, технологии новых материалов, электроника и информационные технологии (в некоторых регионах к этому списку добавлены альтернативные источники энергии), похоже, начинают вносить свой вклад в китайскую экономику. Сегодня в стране около двадцати таких парков. Размещаются они, как правило, в пригородах густонаселенных промышленных городов, а вокруг них концентрируются научно-исследовательские, конструкторские институты, опытные производства, различные испытательные полигоны и лаборатории. Главное достоинство индустриальных парков - относительная открытость для внешнего мира. Внутри них обычно действуют льготные ставки налогообложения и существуют свои свободные от таможенных сборов зоны.
Таким образом китайцы создают чрезвычайно благоприятные условия для развития различного рода прикладных исследований, проводимых зарубежными компаниями в Китае. Высокая концентрация творческих и научных работников и целенаправленная политика государства, поощряющего новые наукоемкие разработки, в свою очередь, способствуют генерации свежих идей. Активно вовлекаются в процесс становления науки и крупнейшие китайские производители. По решению государственных органов они обязаны выделять определенные суммы на развитие новых направлений исследований, финансирование опытных производств, а также на переподготовку кадров, чему в Китае уделяется особое внимание. По разным оценкам, вузы и колледжи Старого и Нового Света каждый год принимают от 30 до 55 тысяч китайских студентов и аспирантов. Исследователям, прошедшим обучение за рубежом, в льготном порядке выделяются лаборатории, необходимое оборудование, жилая площадь. Китайские ученые активно участвуют в международных симпозиумах и конференциях.
Отдавая дань популярности Интернета и интерактивных технологий в мире, Китай успешно внедряет систему так называемых инфопортов. По существу это зоны специального таможенного и налогового регулирования, ориентированные на приоритетное развитие интерактивных технологий, электронной коммерции и информатики. В КНР их создано уже около десятка. Самые знаменитые - шанхайский, тяньцзиньский и пекинский.
Открытость Китая для распространения передовых информационных и электронных технологий носит односторонний характер и проявляется главным образом в восприимчивости к передовому зарубежному опыту в этих областях. Собственные разработки, которыми занято более 58 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и специализированных КБ, широко не афишируются. Тем не менее, следуя старой коммунистической привычке, китайцы шумно празднуют научные победы и пропагандируют “достижения китайской науки”. (Стоит отметить, что примерно 30% сотрудников этих учреждений прошли стажировку за рубежом.) И хотя в восхвалении “превосходных качеств” той или иной разработки (по сравнению с западными аналогами) зачастую допускается некоторый перебор, надо все-таки отдать должное китайским ученым, которые, пройдя через годы “культурных революций”, смогли сохранить высокий творческий потенциал.
Статьи на тему интерактивных технологий, публикуемые в Китае в огромном количестве, рисуют радужную картину создания “всеобщего интерактивного пространства” в рамках отдельно взятой нации, что даст ей неоспоримые преимущества перед другими народами. Китайские интерактивные технологии действительно развиваются впечатляющими темпами.
Общество “интерактивной демократии”?
Новая мода в Китае на Интернет заставляет даже сельские кооперативы создавать собственные Web-странички, а местные СМИ шумно оповещают о каждом центнере зерна (чеснока, мяса), проданного с помощью интерактивных технологий. Волшебное слово “чжу е” (дословно “главная страница”, или Web-узел) не дает покоя директорам, президентам и ученым, старающимся не отстать от времени.
Однако общество тотального потребления (так называют Китай некоторые зарубежные специалисты по маркетингу) вряд ли всерьез задумывается над тем, что такое сеть Интернет и какие возможности она предоставляет помимо заказа пиццы “через компьютер” или работы над рефератами и курсовыми.
Главный сторонник и движитель китайского Интернета - государство, и, вероятно, только на государственном уровне понятно до конца, какие выгоды и какие опасности может таить в себе тотальная информатизация страны с населением численностью 1,2 млрд.
Как и любое другое, китайское государство заинтересовано в том, чтобы общество не выходило из-под контроля политической системы, и перед ним встают задачи не только экономической модернизации и внедрения передовых технологий, но и ослабления остроты социальных проблем. Подход к решению этих задач должен быть более тонким, чем прежде. Мир до сих пор не может простить китайским коммунистам события 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, когда у правительства не нашлось других аргументов против инакомыслия, кроме силового воздействия. Наученные горьким опытом, власти КНР стали весьма щепетильными в вопросах свобод и прав человека. Интерактивные технологии в этой связи представляются если не панацеей от социальных недугов, то, по крайней мере, весьма действенным инструментом, способным максимально облегчить работу социальных и государственных институтов и создать своеобразную, доселе невиданную систему интерактивной демократии в стране с огромным и разнородным населением.
Почти патологическая любовь большинства континентальных китайцев к различного рода техническим новшествам в быту очень удачно вписывается в планы по организации виртуальных сообществ, онлайновых дискуссий на злободневные темы, консультаций по сети и тому подобных мероприятий. Широкое внедрение высокоскоростных линий связи типа ISDN, XSDN на фоне повсеместной телефонизации, беспрецедентной компьютеризации и возросшего общеобразовательного уровня китайцев создает благоприятные условия для широкомасштабного дистанционного мониторинга общественного мнения. Управляющие органы государства надеются использовать Интернет-приложения для изучения настроений отдельных слоев населения и проведения обширных опросов, а также для организации эффективной обратной связи с госаппаратом и повышения участия граждан в формировании социальной политики государства.
В этих целях в конце 1997 г. в Китае была создана специальная программа внедрения интерактивных технологий (не только на базе Интернета) в повседневную бюрократическую практику работы муниципальных и исполнительных властей местного уровня. В качестве полигона для испытаний новых методов общения с массами был избран возвращенный Китаю развитый в техническом и технологическом отношении Гонконг. Результаты эксперимента пока не обнародованы. Однако динамика информатизации общественной и государственной жизни Китая позволяет предположить, что Гонконг - лишь часть территории, охваченной огромным экспериментом. На самом деле полигоном испытания интерактивных технологий в управлении государством и общественным мнением в той или иной степени является вся страна.
Помимо чисто утилитарного применения интерактивные технологии широко внедряются в общественную жизнь и оказывают влияние на такие специфические ее области, как медицина и образование. Эти два направления избраны отнюдь не случайно.
Дистанционная медицина кроме решения прямых задач (консультации узких специалистов, помощь в диагностике врачам, работающим в отдаленных и труднодоступных районах, дистанционный мониторинг во время сложных операций) позволяет практически каждому китайцу утолить жажду в познании своего организма и причин болезней и к тому же создает ощущение всенародной заботы о его личном благе и здоровье. В больших городах наиболее распространенные услуги дистанционной медицины уже включаются в перечень услуг, доступных на дому (консультации, прослушивание, визуальные осмотры и т. п.). В крупных промышленных центрах Китая, особенно на юге страны, ими могут пользоваться уже около 3% граждан.
Другое чрезвычайно популярное в Китае явление - дистанционное обучение. При традиционной заботе китайцев о подрастающем поколении данная услуга оказывается весьма серьезным подспорьем в решении задачи всеобщего среднего образования, не самым к тому же дорогим (по сравнению с репетиторством и разнообразными курсами). Сегодня интерактивное обучение как способ получения дополнительного образования или специальности идет на смену широко распространенным в Китае в течение последних 10 - 15 лет телевизионным университетам. Причем “реципиентами” услуг дистанционного образования могут стать не только счастливые обладатели домашних компьютеров, но и обычные телезрители, купившие несложные приставки “ТВ-на-заказ”.
Свободы и ограничения
Отрабатывая на практике технику управления информацией медицинского и образовательного характера, китайские власти нарабатывают необходимый для дальнейшего движения опыт и формируют общественное мнение в пользу внедрения интерактивных технологий в повседневную жизнь. Однако бытовые сети - это лишь надводная часть огромного айсберга. Основной областью применения интерактивных технологий и сети Интернет является обмен информацией как внутри страны, так и за ее пределами.
В этом смысле Интернет, по мнению экспертов, призван выполнить в Китае триединую задачу.
2 Во-первых, увеличить интеллектуальный потенциал нации, приобщив китайцев к Сети. Играя роль инструмента национального и международного общения, Интернет и другие сетевые интерактивные технологии должны сформировать у определенной части жителей страны специфическую сетевую культуру со своими, установленными государством, табу и свободами, ограничениями и приоритетами. Государство уже сейчас широко поощряет тех, кто использует Интернет для проведения научных изысканий и развития бизнеса. Пресекаются или по крайней мере не приветствуются групповые игры в Сети и вообще подключение к ней с целью развлечения. Настойчиво проводится в жизнь лозунг: “Интернет - орудие работы, а не средство времяпрепровождения”.
По мнению некоторых китайских апологетов Интернета, Сеть должна стать ключом не больше не меньше как к мировому информационному господству, когда каждый или почти каждый китаец будет в совершенстве владеть всеми приемами работы в Сети и уметь использовать ее преимущества для получения информации, полезной для нации. Мысль не нова, но власти отнюдь не питают иллюзий по поводу мирового информационного господства и рассматривают интерактивные технологии как механизм, способный оказать реальное влияние на формирование новых черт китайской нации в следующем тысячелетии.
2 Во-вторых, Сеть должна стать специфической средой, в рамках которой будет проходить процесс “врастания” нового Китая в мир. Страна хочет максимально полно использовать экономические и пропагандистские возможности Интернета и других интерактивных технологий. Практически 60 - 70% всех академических учреждений и около 40 - 45% государственных министерств и ведомств имеют свои Интернет-страницы или корпоративные сети с выходом в Интернет. По планам китайского руководства, к 2000 г. число таких госучреждений составит уже 80%.
Несмотря на усиленные меры предосторожности и безопасности, китайские власти не только открывают внутри страны доступ к международным сетевым ресурсам, но и предоставляют зарубежным пользователям возможность посещать китайские Web-узлы. Объясняется это, на наш взгляд, боязнью упустить экономические выгоды и столкнуться с проблемой “подпольного” Интернета.
В целом же властям крайне выгодно появление относительно дешевого средства массовой информации, достаточно мощного с точки зрения возможности воздействия на зарубежную аудиторию и в то же время вполне “управляемого”, чтобы ограничить обратное воздействие.
2 В-третьих, новые информационные технологии должны стать мощным инструментом социального мониторинга, практически новым средством управления страной. Уже сейчас официальные власти склонны видеть в Интернете удобный механизм реализации определенных политических и социальных программ. Коммерческое применение сетевых технологий, в частности электронная коммерция, не является приоритетным направлением в китайских условиях. В то же время функции “контроля и учета” очень прижились в местных сетях. Отличительной чертой китайского Интернета является именно четкая регламентация не только технических и организационных процедур, но и поведения пользователей в виртуальном пространстве. Виртуальные сети в большей степени являются инструментом государства, чем рядовых пользователей. О свободе слова в Китае не принято говорить вообще, а Интернет здесь является свободной зоной лишь теоретически. В действительности же пользователи имеют целый ряд обязанностей и вынуждены считаться с ограничениями, накладываемыми на использование Сети контролирующими органами (Министерством общественной безопасности).
Подобную сдержанность в вопросах свободы в Сети власти аргументируют вполне резонно: “Мы не против разумной свободы, но против бесконтрольной вседозволенности”. Такая позиция воспринимается весьма враждебно “левыми” демократами, но специалисты-востоковеды сходятся во мнении, что подобный подход себя оправдывает и не идет вразрез с общим опытом и практикой китайских реформ, равно как и с традиционными для этой страны постулатами конфуцианства, в частности: во всем нужна умеренность.
Рациональный подход китайских властей к интерактивным технологиям проявляется в предпринимаемых ими практических действиях. С одной стороны, впервые подключившись к Интернету в 1994 г., Китай уже к концу 1997 г. выпустил достаточно разносторонний и объемный свод правил, регламентирующих порядок создания и эксплуатации компьютерных сетей. С другой стороны, отдавая приоритет развитию интерактивных и информационных технологий, власти сегодня не спешат реформировать управленческо-бюрократический аппарат, ставший тормозом на пути развития отрасли, хотя и предпринимают определенные шаги в этом направлении. Так, в начале 1998 г. Министерство энергетики, Министерство электронной промышленности и Министерство почт и телекоммуникаций были объединены в одно - Министерство информационной индустрии. Реорганизация в действительности дала мощный толчок развитию коммерческого сектора, нацеленного, в частности, на предоставление сетевых услуг и распространение программного обеспечения.
Развивая Интернет и коммерческие Интернет-приложения, Китай выступает за всестороннюю интеграцию стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Расширяются сетевые каналы связи с Сингапуром и Малайзией. Похоже, не за горами подписание соглашения с Японией. Несмотря на политические разногласия, ведется большая работа по созданию объединенного информационного узла в Интернете с участием агентства новостей Синьхуа и Тайваньского центрального агентства новостей.
Китайские власти озабочены тем, что около 70% программ и примерно 45% информационного наполнения в китайской части Интернета имеют иностранное происхождение. Поэтому интеграция Китая с другими странами ЮВА нацелена на строительство внутрирегиональной системы связи, которая не была бы привязана к сложившейся архитектуре Сети с центром в Соединенных Штатах. Стремление к консолидации сил имеет не только регионально-политические, но и отчасти культурно-этнические корни: иероглифический строй письма гораздо ближе народам Азии, чем стремительный, но бездушный английский. На этой почве японцам, китайцам и корейцам проще объединить свои усилия для разработки новых, близких восточному человеку по духу программных приложений, чем перенимать уже имеющиеся европейские инструменты.
Однако главные усилия китайских отцов Интернета сосредоточены прежде всего на снижении стоимости и унификации доступа в Интернет. Без решения данной задачи все усилия, направленные на развитие Сети вширь и вглубь, теряют смысл. По мнению многих зарубежных обозревателей (в основном представляющих США), именно высокая стоимость доступа к Сети является основной причиной медленного качественного роста китайских сетей электронной коммерции. Власти страны, однако, отдают себе отчет в том, что волевые методы для решения данной проблемы не годятся, и делают все возможное и невозможное для модернизации существующих и строительства новых физических сетей. Стремительный рост числа пользователей (около 150% прироста в год) даже при сегодняшних ограниченных возможностях китайского Интернета и относительно высокой стоимости услуг весьма обнадеживает.
Зарубежные коммерческие компании - производители оборудования, разработчики программного обеспечения, сетевые интеграторы, проектировщики, провайдеры и поставщики информационных услуг - с вожделением взирают на миллиардный китайский рынок. Однако у быстрых умом и восприимчивых к новому китайцев свои планы и свои проблемы. Пока ясно одно - Интернету в Китае быть. Что из этого получится, покажет время.
Игорь Мажаров - востоковед, руководитель независимой экспертной организации “Фонд азиатских исследований”, E-mail: imajarow@arf.kh.ru.
Структура китайской Сети
На сегодняшний день китайскую часть Интернета составляют четыре основные сети: ChinaNet (http://www.bta.net.cn) - ведущая коммерческая сеть, принадлежащая Министерству информационной индустрии КНР; Golden Bridge Network (GBNet, http://gb.com.cn) - гораздо меньшая по величине коммерческая сеть корпорации Jitong; научная сеть China Science & Technology Network (CSTNet, http://www.cnc.ac.cn); академическая сеть China Educational & Research Network (CERNet, http://www.edu.cn/index.html), объединяющая учебные заведения и академические институты. До марта 1997 г. эти четыре сети не были связаны между собой и межсетевые контакты проходили через США. Сегодня они соединены загруженными до предела 128 кбит/с каналами и уже ведется работа по прокладке новых оптико-волоконных и беспроводных SCDMA-каналов.
Большинство пользователей в Китае подключаются к Интернету по коммутируемым телефонным линиям. Клиенты ChinaNet входят в сеть через единый для всей страны телефонный код 163. В этом году ChinaNet вводит в действие новый проект: с любого зарегистрированного в Китае телефона можно будет получить доступ в Сеть, набрав номер 169 и введя такой же пароль. Стоимость услуг Интернета будет учтена в телефонном счете. Доступ по коду 169 позволяет работать только в китайской части Интернета, плата за ее использование будет беспрецедентно низкой.