Иван Рогожкин
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК, www.mmk.ru) - крупнейшее предприятие в отрасли, насчитывающее более 45 тыс. сотрудников. Неудивительно, что его автоматизация представляет собой очень сложную и ресурсоемкую задачу. В начале девяностых, определяя пути развития информационных технологий на предприятии, специалисты комбината решили придерживаться открытых стандартов. Посчитали, что привязка к поставщикам оригинальных технологий может обернуться серьезными потерями - тем более что техники на тот момент уже было закуплено и установлено немало. Кроме того, исторически сложилось так, что предприятие не имеет единого центрального офиса. Свою роль здесь сыграли и большая протяженность комбината вдоль реки Урал - более 20 км, и сложность его структуры. Одних только основных подразделений на предприятии насчитывается 147, причем есть среди них такие крупные, как горно-обогатительные, доменные и кислородно-конвертерные цеха, электростанции.
Юрий Ипатов проверяет загрузку доменной
печи через интранет-сеть
Любопытно, что конкретной конечной цели типа “сделаем то-то и то-то, и тогда у нас с автоматизацией все будет хорошо” на комбинате не ставят. Подход принципиально другой, гораздо более действенный. Директор центра АСУ Юрий Ипатов с удовольствием рассказывает о результатах работы информационной системы. Так, в 1997 г. на ее развитие комбинат затратил около 9 млн. долл., а полученный эффект достиг 17 млн. долл. В 1998 г. соответствующие показатели составили 6 млн. долл. и 104 млн. руб.
На ММК используется принцип целевого стратегического планирования. Предположим, поставлена очередная бизнес-цель: снизить себестоимость выплавляемой стали на 15%. В процессе выявления и описания проблем, анализа узких мест задача раскладывается на составляющие, формируются конкретные целевые программы, каждая из которых дает свой вклад в снижение себестоимости. Программы могут быть разными, например, учет и управление производственными затратами, переход на работу под заказ (при непрерывном характере ряда технологических процессов это бывает иногда весьма непросто), точный учет оборудования и сырья (железнодорожные вагоны с сырьем и полуфабрикатами порой не один десяток часов движутся между цехами комбината, по сути, “на колесах” постоянно находится столько же материалов, сколько на складах) и т. д. Для каждой целевой программы устанавливаются сроки, строятся графики, выделяются ресурсы.
Именно за счет этих ресурсов расширяется и модернизируется информационная система комбината. Понятно, что на этапе подведения итогов можно подсчитать эффект от внедрения ИТ в рамках каждой отдельной целевой программы.
Общим объемам финансирования информационных технологий на ММК позавидуют ИТ-менеджеры многих предприятий, однако в масштабах комбината выделяемые средства оказываются не слишком велики. Поэтому компьютерные системы и сети обновляются постепенно, этапами, затрагивающими различные информационные подсистемы. Более того, работы планируются так, чтобы даже в пределах одного этапа затраты начинали окупаться еще на фазе строительства.
В настоящее время на ММК четыре основных здания системы управления объединяются новой магистральной волоконно-оптической сетью на основе технологии АТМ. Почему АТМ? Эта технология позволяет гарантировать необходимое для надежной работы системы качество обслуживания. И хотя в ближайшее время по сети в основном будут пересылаться файлы, специалистов привлекает возможность использовать единую инфраструктуру для передачи видеоинформации и факсимильных изображений, а также подключения офисных АТС. Предполагается, что новая опорная сеть прослужит без кардинальных изменений как минимум 10 лет.
Основным поставщиком сетевого оборудования стандарта ATM выбрали фирму Cisco Systems (www.cisco.ru). Проект разработан и поэтапно воплощается в жизнь московским системным интегратором фирмой “Борлас Ай-Би-Си” (www.borlas.ru) совместно со специалистами центра АСУ комбината. Он предусматривает создание двух независимых (для отказоустойчивости) оптоволоконных колец с пропускной способностью 622 Мбит/с каждое на основе магистральных ATM-коммутаторов семейства LightStream 1010. Сначала будет использоваться протокол OC-12, впоследствии планируется его замена на OC-48. Ранее соединявшие здания магистральные коммутаторы будут служить внутренними коммутаторами.
* * *
Вообще говоря, служба автоматизации на любом предприятии может попасть в опалу или, наоборот, выйти в “любимчики” при очередной смене руководства. Могут этой службой и пожертвовать в тяжелые времена. Но в Магнитогорске, думается, ни одна из таких ситуаций невозможна, поскольку информационная система комбината является производственным подразделением, столь же важным, как, скажем, коксохимическое или кислородно-компрессорное. Хорошо, когда информационные технологии служат не игрушкой начальству и не данью моде, а инструментом развития бизнеса.