Эдуард Пройдаков
Когда человек из компьютерного мира попадает на выставку, где преобладают жители страны “Связь”, он поневоле отмечает в первую очередь не содержание, а форму. В таких случаях хорошо, если есть гид, представляющий, что именно нужно показать и рассказать “чужаку”. Я выбрал в гиды по выставке “Связь-Экспокомм’99”, проходившей с 11 по 15 мая в Москве в ВВК на Красной Пресне, Андрея Николаевича Колесникова, директора по науке фирмы “Информтехника и связь”, разработчика, много лет отдавшего телефонии. Вот его “путеводитель” по выставке.
Андрей Колесников, директор по науке
фирмы “Информтехника и связь”
- На этой выставке можно выделить три слоя экспонентов: первый слой - фирмы, предоставляющие услуги связи, операторы; второй - фирмы, поставляющие оборудование для операторов; и третий - производители оборудования для поставщиков оборудования (например, измерительных приборов, антенн, комплектующих, элементной базы и т. д.). Причем каждый из этих слоев может рассматриваться в двух аспектах: научно-техническом и маркетинговом. Научно-технический - это всевозможные новинки. Если в прошлом году соотношение между двумя этими аспектами было 60 к 40, то в этом - 80 к 20 или даже 90 к 10 в пользу маркетинга. На прошлогодней выставке был бум вокруг ATM, xDSL, виртуальных сетей. В этом году - никакого бума, никакого взрыва, все очень предсказуемо и прагматично. При маркетинговом анализе нужно было бы каждый слой разделить еще на российскую и западную составляющие, но боюсь утомить читателей.
Пожалуй, в этом году несколько усилились на выставке компьютерные технологии и несколько больше внимания связисты стали уделять IP-телефонии. В прошлом году они старались ее вообще не замечать, будто ее и нету, потому что она им мешает и портит жизнь, съедая трафик и требуя обновления техники. Сейчас, когда стало видно, что не замечать IP-телефонию нельзя, они вынуждены признать, что она есть, к сожалению. Им пришлось начать ею заниматься, чтобы взять дело в свои руки и самим предоставлять эти услуги. Из нового я бы отметил только это.
То, что на выставке было мало новинок, не означает, что их вообще нет. Возможно, их показывают сейчас в других местах, а здесь не время. Пока оборудование в России покупалось на кредиты, можно было приобретать всякие прибамбасики, а когда покупаешь на свои, то важно, чтобы “звонило”. Поэтому выставка и должна быть такой, какой она была, хотя бы чисто из экономических соображений.
Интересно, что на выставке, не в пример прошлому году, было много разговоров не о технике, а о ценах, условиях поставок, надежности поставок, схемах поставок, кредитовании, просто об экономике. Если в прошлом году часто спрашивали “а что ваша система может делать?”, то в этом таких разговоров мало. Спрашивают “а что с ценами? насколько можете подвинуться?”.
Очень много экономических новаций на уровне услуг. Операторы мобильной связи, накопившие до кризиса “крепкий жирок”, скинули его, резко расширив рынок, а теперь за счет более широкого рынка снова пытаются его набрать. Они все делают правильно, вплоть до длинноногих девочек на стендах.
Необычно то, что на выставке вновь объявились фирмы, которые какое-то время назад исчезли со своими проектами. То ли появились заказы, то ли их стимулирует импортозамещение.
Второе, что тоже необычно, - западные компании стали замечать российские фирмы. Если год назад мы для них вообще не существовали, то теперь они учат своих менеджеров говорить слова: “Да, они есть, но у них все очень плохо. Они такое дерьмо делают - не покупайте ни в коем случае”. Естественно, они не знают, что мы делаем, но уже вынуждены вооружаться такими фразами, и это очень радует. Плохо только, что время роста без конкуренции с западными фирмами для нас кончается, потому что мощь у них несравнимо больше. Но рынок так изменился и сжался, что мы стали составлять им конкуренцию.
Третий слой экспонентов также несколько расширился. По моему мнению, он мог бы вырасти значительно заметней. Приборов завозят в Россию больше и они стали лучше.
Что касается российских производителей, то рынок им говорит сейчас: “Вот тебе шанс. Попробуй, а я посмотрю. Но не дай Бог тебе что-то сделать не так!”.