Владимир Дрожжинов
Очень интересно читать высказывания наших бизнесменов и бизнесвумен о состоянии российского ИТ-бизнеса, особенно после 17 августа 1998 г. Подкупает необыкновенная проницательность этих людей (они считают, им кажется), когда они говорят о перспективах рынка вообще, но не указывают при этом, на чем основываются их предсказания и во сколько, к примеру, раз им пришлось сократить численность персонала собственной компании и уменьшить зарплату оставленным сотрудникам. Все это, мягко говоря, можно назвать гаданием на кофейной гуще, так как обоснованный прогноз требует независимого исследования рынка.
Такие исследования - и это не новость - проводят на Западе компании типа GartnerGroup, Forrester Research, IDC и др. на основе опросов или анализа публикуемых данных. А в России подобных организаций нет. Единичные же отечественные попытки изысканий, осуществленные опросным методом в прошлом и предыдущих годах, оказались дорогими, а соответствующую затратам цену никто из потенциальных потребителей отчетов, тех же бизнесменов и бизнесвумен, не дал.
Анонимные опросы - это все, что остается исследователям в России, потому что здесь нет ни одной ИТ-компании в форме открытого акционерного общества. Проверить же информацию, подаваемую самими фирмами в СМИ, можно только через инсайдеров или новоиспеченных аутсайдеров. Например, один ИТ-бизнесмен в интервью, которое он дал популярной газете в самом начале кризиса, поразил паникующую ИТ-общественность известием о росте числа заказов, получаемых его компанией. Потом же от инсайдеров и аутсайдеров мы узнали о значительном сокращении ее штатов и зарплаты у оставшихся работников. Ну можно ли после этого верить подобным заявлениям!
Так как же прощупать пульс ИТ-рынка? Пока только по рынку труда ИТ-профессионалов у рекрутинговых компаний: при спаде активности на рынке информационных технологий падает активность на рынке труда, он становится постепенно рынком работодателей, и у рекрутеров прибавляется работы с входным потоком трудовых биографий “изгнанников”, реальных и потенциальных; если активность на ИТ-рынке растет, растет таковая и на рынке труда, теперь он становится рынком продавцов рабочей силы, а рекрутерам приходится обрабатывать больше заявок компаний на рабочую силу; когда же спрос сравняется с предложением, на рынке труда наступит равновесие. Собственно, это происходит в любой отрасли промышленности.
Рекрутинговая компания Kelly Services в лице Светланы Демичевой, координатора по маркетингу, живо откликнулась на просьбу автора поделиться информацией о том, что делается на рынке труда ИТ-профессионалов в Москве. При личной встрече менеджер департамента Ирина Лазуткина и менеджер по работе с клиентами Екатерина Рясенцева весьма толково рассказали о последних полутора годах своей деятельности и предоставили статистические данные Kelly Services за I квартал текущего года.
Kelly Services обслуживает в основном российские представительства зарубежных компаний, поэтому ее данные отчасти можно считать односторонними. Однако работа в инофирме всегда была золотой мечтой любого амбициозного ИТ-профессионала, хоть как-то владеющего английским языком. Поэтому в Kelly Services имеют дело все-таки с лучшими представителями российских ИТ-профессионалов. Экспатриантов-технарей, набираемых за рубежом, всегда было в российских представительствах мало.
Данные московских ИТ-профессионалов, направивших свои резюме в феврале - марте 1999 г. в Kelly Services
По сути, многие крупные иностранные ИТ-компании к началу 1997 г. закончили этап завоевания российского рынка, раздули штаты и порушили свои дистрибьюторские и дилерские сети. Последнее было связано с необходимостью занять собственных сотрудников в ходе уже начавшегося сокращения ИТ-рынка. Весной 1998 г. стало ясно, что объем бизнеса не соответствует размерам штатов, и с осени началось массовое многоэтапное сокращение работников. Оно, конечно, было более цивилизованным, чем в российских компаниях с их двойной бухгалтерией. Увольняемые получали 3 - 6 месячных окладов, покупали по остаточной стоимости служебные автомобили. Некоторые инофирмы полностью ликвидировали свой бизнес в России или оставили лишь малочисленные маркетинговые подразделения. Другие опять кинулись в объятья бывших дистрибьюторов и дилеров. Кто-то трудоустроил небольшое число своих сотрудников в США, Англии, Канаде или Австралии.
К концу 1998 г. нарастающий вал профессионалов покатился на рынок труда. По данным Kelly Services (см. диаграммы), в этом вале преобладали системные инженеры и программисты, т. е. самые ценные кадры. В лучшие времена они были лицом любой ИТ-компании, ими гордились, создавали условия для работы; их всячески обхаживали, не забывая лишний раз напомнить, какие они хорошие, умные и какие у них отличные перспективы для карьерного роста.
Главный урок для российских ИТ-профессионалов, который они должны извлечь из происшедшего, - это то, что в капиталистическом обществе кадры ничего не решают, а все решает рынок, руководители компаний и только в последнюю очередь - отделы кадров. И когда при расставании ошарашенный работник приходит к руководителю, вопрошая, почему его увольняют, ведь столько замечательных обещаний было дано при приеме, то в ответ слышит: “Sorry!”. Какие уж тут объяснения. В бизнесе нет ни друзей, ни врагов, а есть лишь личные интересы владельцев компаний.
Другой урок состоит в том, что каждый ИТ-профессионал должен раз в год “выходить” на рынок труда, чтобы определить свою рыночную стоимость. Продавать себя - дело непростое, и без тренировки здесь не обойтись. Одни интервью чего стоят. Но зато при любом катаклизме специалист будет знать, на что он может рассчитывать.
Ну а в Kelly Services говорят, что на рынке труда ИТ-профессионалов наступила весна. Правда, основными потребителями их услуг стали телекоммуникационные компании.
С автором можно связаться по адресу: sadroz@cityline.ru.
Типовой портрет ИТ-профессионала, обратившегося в Kelly Services в январе - марте 1999 г. (составлен на основании присланных в компанию трудовых биографий)
Мужчина в возрасте 26 - 35 лет.
Профессия - системный инженер или программист.
Знание иностранного языка - хороший английский.
Образование - высшее техническое.
Опыт работы - 5 - 10 лет в российской компании.
Краткая история компании Kelly Services
1946 - Уильям Расселл Келли основал компанию Kelly Services в Детройте, шт. Мичиган, США
1964 - открыт первый офис Kelly Services за пределами США (в Пуэрто-Рико)
1972 - открыт первый офис Kelly Services в Европе (в Париже)
1985 - Kelly Services вошла в список 500 крупнейших компаний журнала Fortune
1996 - открыто представительство Kelly Services в России (в Москве)
1997 - В результате слияния компаний Kelly Services и Personnel Corps открыто отделение Kelly Services в Санкт-Петербурге
В настоящее время Kelly Services принадлежат 1800 офисов в 21 стране мира. Годовой оборот компании в 1998 г. составил 4,1 млрд. долл.
Адрес московского представительства: ул. Большая Дмитровка, д. 7/5, офис. 24. Тел.: (095) 961-1407, факс: (095) 961-1408, E-mail: kelly@kellycis.msk.ru,
Web-сайт: www.kellyservices.com.