Рынок автоматизации малых предприятий через призму “1С”

Пытаясь проанализировать тенденции развития делового ПО и рынка услуг по автоматизации малых и средних предприятий, мы решили обратиться к опыту фирмы “1С” и ее партнеров. Конечно, на этом рынке успешно работают и другие компании, однако сфера деятельности “1С” настолько широка, что выборка получается вполне представительной. Недаром информационное агентство “Ламинфо”, специализирующееся на исследовании рынка делового ПО, второй год подряд объявляет компанию “1С” абсолютным лидером этого рынка (см. PC Week, № 24/99, с. 30). Думаем, что опыт “1С” будет интересен и полезен нашим читателям.

От торговли к обслуживанию

Решение дополнить дилерскую сеть сетью франчайзинговых внедренческих организаций было принято в “1С” еще в 1994 г. Однако результаты стали видны лишь недавно. Если в январе 1996 г. среди 1050 партнеров компании было всего 90 франчайзи, то сейчас среди 1800 партнеров их уже более 1000. Банальная торговля ПО для дилеров “1С” становится все менее выгодной. Неудивительно, что нынешней весной по объемам дистрибуции программ корпорации Microsoft фирма “1С” впервые за несколько лет опустилась на второе место.

Прочно обосновавшись на рынке автоматизации небольших предприятий, “1С” ищет новые сферы для бизнеса. Директор фирмы Борис Нуралиев считает, что в ближайшее время появится возможность зарабатывать даже на оказании услуг владельцам домашних компьютеров. С осени 1999 г. разворачивается новый проект “1С:Мультимедиа-сервис”. Сеть организаций, построенная по франчайзинговому принципу, начнет помогать настраивать ПО малоопытным частным пользователям.

Расширяется сфера потребителей

После выпуска SQL-версий системы “1С:Предприятие” партнеры “1С” по внедрению смогли заняться автоматизацией предприятий с большим объемом операций - до нескольких тысяч документов в день. (Файл-серверные версии системы работают с большими информационными базами слишком медленно.)

Снизился порог знаний, требуемых для освоения пользователем программы “1С:Бухгалтерия”: она была оснащена “Путеводителем по конфигурации”. Более того, в конфигуратор системы 7.7 были введены специальные мастера, так что снизились минимальные требования и к квалификации специалистов, проводящих настройку системы.

Облегчить работу внедренцев призван интеллектуальный механизм сравнения и объединения конфигураций, появившийся в версии 7.7 системы “1С:Предприятие”. Пользуясь свежими редакциями типовой конфигурации, регулярно выпускаемыми фирмой в соответствии с изменениями в законодательстве, внедренцы могут быстро подправлять установленные у клиентов заказные системы.

Умножается число конфигураций, предназначенных для различных предприятий и сфер деятельности. Например, недавно выпущена специализированная конфигурация “1С:Войсковая часть” для автоматизации учета в армии. В системе 7.7 появились возможность подключения некириллических шрифтов, средства сортировки и преобразования регистров для национальных языков.

От автоматизации бухгалтерии и торговли “1С” переходит к сфере автоматизации учета на производстве. Первая ласточка - конфигурация “Производство+Услуги+Бухгалтерия” для системы “1С:Предприятие” версии 7.7.

Решения становятся все более комплексными

Модульный подход, заложенный в систему “1С:Предприятие”, приносит свои плоды. Разрабатываются всевозможные внешние компоненты, обеспечивающие ее связь с различным оборудованием и ПО. Так, недавно к системе “1С:Бухгалтерия” была подключена программа электронных платежей DiasoftCLIENT 4X4. Фирмой “Штрих-М” созданы драйверы для подсоединения к системе “1С:Предприятие” контрольно-кассовых машин, сканеров штриховых кодов и другого торгового оборудования.

Фирма “1С” всячески стимулирует партнеров-франчайзи выполнять комплексные проекты, активно предлагая им ряд комплектов, включающих систему “1С:Предприятие”, офисные пакеты, сетевые ОС, SQL-серверы и даже PC-сервер IBM Netfinity 3000 или 5000.

Чтобы облегчить жизнь партнерам, компания развернула программу сертификации программных и аппаратных средств “1С:Совместимо”. Соответствующий знак получили уже более 10 компьютеров и PC-серверов, а также около 20 разнообразных программных продуктов.

Улучшается взаимодействие между “1С” и партнерами

Объем информационных материалов, регулярно рассылаемых фирмой “1С” своим партнерам, быстро растет. Более того, в настоящий момент разрабатывается система общей автоматизации продаж, которая позволит сократить число бумаг и ручных операций по вводу документов при взаимодействии компании с дилерами, франчайзи и региональными дистрибьюторами. Система позволит лучше координировать работу, сократить издержки, улучшить логистику и учет зарегистрированных пользователей.

Прогноз на будущее

В ближайшие годы вслед за переносом центра тяжести с торговли ПО на оказание услуг можно ожидать развития консалтинга и других форм работы с ноу-хау. На это указывают следующие факторы:

- фирма “1С” выпускает все больше конфигураций, а не новых программ;

- расширяется выбор методической литературы;

- развернут проект “1С:Профессионал” (сертификация пользователей программы “1С:Бухгалтерия” фирмой “1С” совместно с Финансовой академией при Правительстве РФ);

- организуется новая франчайзинговая сеть “1С:Мультимедиа-сервис”, основанная на ноу-хау в сфере настройки мультимедиа-компьютеров.

Оглядываясь назад, можно назвать наиболее модные в те или иные годы виды компьютерного бизнеса. Сначала все бросились торговать импортными ПК, потом расцвела отечественная сборка, далее стали популярны системная интеграция, продажа ПО, розница, услуги по внедрению и т. д. Сегодня набирает силу консалтинг. Так что же будет завтра? Продажа технологий, идей или мозгов?

Внедренцы стремятся стать ближе к клиенту

Проект “1С:ИТС” (информационно-техническое сопровождение), запущенный весной этого года, предусматривает постепенный переход франчайзинговых внедренческих организаций с эпизодического обслуживания клиентов на постоянное. Основа проекта - ежемесячно обновляемый компакт-диск с учебными, справочными и методическими материалами, свежими выпусками типовых конфигураций, а также всевозможными дополнениями к программам “1С”.

Убедив клиента подписаться на диск “1С:ИТС”, франчайзи получает дополнительный источник пусть небольшого, но устойчивого дохода, а также обеспечивает себе возможность ежемесячно общаться с заказчиком, попутно предлагая ему новые решения и услуги.