В результате кризиса даже в богатых и респектабельных компаниях сотрудники все чаще стали задаваться вопросом: “Какие расходные материалы использовать для струйных и лазерных принтеров, копировальных аппаратов и факсимильных устройств - дорогие и высококачественные оригинальные или более доступные по цене неоригинальные?”. Тут же появилось множество публикаций, “обсасывающих” эту проблему с разных сторон. К сожалению, авторы многих из них явно не в ладах со специфической терминологией. Цель данной статьи - навести в этом вопросе некоторую ясность. Поэтому начнем с определений.
Термины
Обязательными элементами печатающих устройств, созданных на основе принципа сухого электрографического переноса (лазерных или светодиодных), являются фотобарабан и картридж с тонером. Обычно у принтеров эти элементы выполнены в виде единой конструкции, но есть и исключения: например, фирма OKI выпускает фотобарабаны, которые без всякого ущерба для качества печати могут “пережить” несколько фирменных картриджей с тонером.
Важнейшая часть струйных приборов (принтеров, плоттеров, факсов, многофункциональных устройств и т. д.) - печатающая головка. Она может быть либо выполнена в виде отдельного блока (как, например, у изделий Epson), либо конструктивно объединена с одной или несколькими “чернильницами” (как у HP). Объединенные конструкции обычно называют картриджами.
Картриджи, в зависимости от способа их изготовления, подразделяются следующим образом:
- оригинальные - изготовленные по официальным контрактам под торговыми марками фирм-производителей соответствующего оборудования;
- лицензионные - изготавливаемые сторонними фирмами по лицензиям производителей оборудования. Примером могут служить картриджи Lexmark для HP;
- совместимые - изготавливаемые различными фирмами на основе собственных ноу-хау. Так, например, Canon делает картриджи, совместимые с лазерными принтерами HP, но использует при этом свои технологии;
- восстановленные - восстановленные в заводских условиях и, как правило, несколько более дешевые, чем оригинальные. Например, BASF восстанавливает на своих производственных площадях оригинальные картриджи HP;
- перезаправленные - перезаправленные тонером или чернилами самостоятельно или в специализированной фирме;
- поддельные - восстановленные или перезаправленные, а также новые поддельные, выдаваемые за оригинальные. При этом зачастую очень искусно подделывается внешняя упаковка. Борясь с этим, изготовители оригинальных картриджей время от времени меняют дизайн коробок.
Сложнее обстоит дело с чернилами и тонером. Оригинальных чернил для струйных принтеров и оригинального тонера для лазерных печатающих устройств в продаже нет.
Советы
Никто не утверждает, что неоригинальные расходные материалы лучше, чем оригинальные (хотя время от времени изобретается неоригинальная расходка, которая по качеству превосходит оригинальную! Пример: фетровый вал производства Katun для копировального устройства Canon NP-1215). Но ведь и качественная печать требуется далеко не всегда. Одно дело - выводить на пленку оригинал-макеты или готовить документы для уважаемых партнеров (качество бумаги и печати должно соответствовать степени уважения), и совсем другое - печатать черновики статей или документы “для внутреннего пользования”.
“В развитых странах поставщики оригинальных и неоригинальных расходных материалов сосуществуют мирно”, - утверждает начальник отдела маркетинга компании Teko Copiers (www.teko.ru) Михаил Хургес. (Эта компания примечательна тем, что торгует как оригинальными, так и неоригинальными расходными материалами). И он совершенно прав. Более того, в России дело обстоит точно так же. По крайней мере, на уровне ведущих специалистов компаний, так или иначе причастных к этой самой расходке.
Однажды мне довелось побывать на круглом столе, организованном Teko Copiers в Центре международной торговли. Его участники представляли как компании, продающие оригинальные расходные материалы, так и фирмы, предлагающие неоригинальную расходку. И что интересно: и те и другие не столько выясняли отношения друг с другом, сколько дружно ополчились против поставщиков подделок.
Кстати, торговать неоригинальными расходными материалами труднее, чем оригинальными. В последнем случае все ясно, а в первом - далеко не все так просто. Тонер, который годится для перезаправки одних картриджей, совершенно не подходит для других. И наоборот. К тому же поставщиков неоригинальной расходки - море, и навигация в нем затруднена.
Иными словами - торговля неоригинальными расходными материалами требует гораздо больше знаний, чем торговля оригинальными. Поэтому в течение гарантийного срока для принтеров, факсов и копировальных устройств во избежание неприятностей лучше пользоваться оригинальными картриджами. Они тоже могут оказаться неисправными, но в этом случае у вас не будет досадных разборок с поставщиками оборудования.
При покупке оригинальных картриджей нужно проявлять сугубую бдительность. Случаи их подделки не столь редки, как кажется. Особенно это касается струйных картриджей для принтеров Epson. Иными словами, покупайте оригинальные картриджи только у продавцов с безупречной репутацией. Раньше поддельные картриджи можно было опознать по подозрительно низкой цене. Теперь подпольные реселлеры стали хитрее и продают их по ценам, лишь ненамного отличающимся от стоимости оригинальной продукции.
Но вот гарантия кончилась. Можно расслабиться и оглядеться. Некоторые специалисты считают, что понятие “перезаправленный картридж” существует лишь в нашей стране (только здесь доведенные до отчаяния пользователи самостоятельно берутся за это грязное и требующее определенной сноровки дело!) и обозначает плохо восстановленный картридж. И действительно: перезаправка - лишь один из этапов восстановления картриджа.
Интересно отметить, что использование имеющихся в продаже специальных наборов (шприцев) может оказаться менее выгодным, чем перезаправка чернильных картриджей в специализированных фирмах. Дело в том, что чернила, расфасованные в большие емкости, стоят много дешевле небольших индивидуальных комплектов.
Разница между восстановленными и перезаправленными картриджами весьма условна. Уважающие себя фирмы, занимающиеся перезаправкой картриджей, не просто засыпают в них порошок или заливают чернила, но и с помощью специального оборудования выполняют ряд диагностических процедур, проводя при необходимости восстановительные работы. Степень же восстановления барабана целиком лежит на совести фирмы-заправщика. Кстати, барабан не всегда можно восстановить, зачастую его приходится менять на новый.
Поэтому, когда какая-либо компания берется за перезаправку картриджей, выясните, дает ли она на перезаправленный картридж гарантию. Если нет, то с такой организацией лучше не связываться.
Советуем также расспросить тех, кто уже пользовался услугами фирм, восстанавливающих картриджи. Вы узнаете немало поучительного. Приходится признать: кризис изменил рынок. Ведь покупали технику в одних условиях, а эксплуатировать ее приходится совсем в других. Хотите что-то добавить к этому разговору? Тогда напишите мне по адресу: mitin@pcweek.ru.