Несмотря ни на что, бурное развитие Интернета в России продолжается. Причем как количественно (увеличение числа зарегистрированных доменных имен или IP-хостов), так и качественно (появление новых Интернет-услуг, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и т. д.). Свидетельством тому исследование, проведенное экспертами Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ). Его результаты были опубликованы в 250-страничном отчете “Услуги Интернета в России”. По мнению независимых экспертов, такое масштабное и глубокое исследование российского сегмента Интернета проведено впервые. Особую значимость придает ему ретроспективный анализ рынка (начиная с 1996 г.) и прогноз на будущее вплоть до 2004 г. Авторы уделили большое внимание анализу прибыльности инвестиций в этом секторе рынка с учетом различных рисков.

Число пользователей ПК в России

В России продолжается устойчивый рост компьютерного рынка, хотя и происходит он более медленными темпами, чем, например, в 1997 г. По данным Dataguest, общее число ПК, установленных в нашей стране к началу нынешнего года и отвечающих современным требованиям (процессор не ниже Pentium-100), составляет около 4 млн. (заметим, что IDC дает более скромные оценки). Это означает, что при сохранении тенденции почти линейного роста компьютерного парка количество современных ПК на рынке России достигнет к 2004 г. 8,4 - 8,9 млн. штук. По данным опроса Комкон-2, “компьютеризация” (число пользователей ПК на 1 тыс. жителей) населения крупных городов (например, Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга) в 4 - 8 раз превышает средний показатель по России в целом.

Число регулярных пользователей Интернета в России за 1997 - 1998 гг. удвоилось и к концу 1998 г. составляло более 1 млн. человек - т. е. в среднем по стране только каждый четвертый обладатель ПК имеет выход в Интернет.

Разумеется, для крупных городов доля ПК, “вхожих” в Интернет, намного выше. Это подтверждает исследование, проведенное российской фирмой Gallup Media в сентябре - октябре 1998 г. В ходе его было установлено, что 22,5% жителей Москвы имели ПК дома. Если учесть средний состав московской семьи (3,1 человека - данные переписи населения 1989 г.) и численность населения города (8640 тыс. человек - данные Московской городской думы на 1998 г.), то окажется, что у москвичей в личном пользовании находилось около 627 тыс. ПК. Таким образом, количество ПК, установленных в домах у москвичей, составляет 63% от их общего числа в России и превосходит число ПК, используемых на рабочих местах (37%.)

Аналитики РОЦИТ считают, что число пользователей ПК и число пользователей Интернета коррелируют между собой. Поэтому можно оценивать распространение доступа в Интернет по регионам России, исходя из численности их населения.

Динамика изменения количества хостов в доменах Ru и Su

По оценкам различных экспертов, за два последних года число зарегистрированных доменных имен (хостов) увеличилось почти в девять раз и в феврале 1999 г. (по данным RIPE Network Coordination Centre о регистрации доменов RU и SU) превысило 195 тыс. Во второй половине 1998 г. наблюдалось некоторое снижение темпов роста, объяснимое стабилизацией спроса на новые доменные имена. Однако можно ожидать, что к концу 2000 г. в России будет 250 тыс. хостов. Предоставить детальный анализ по другим доменам (com, org, edu и др.), принадлежащим российским пользователям, намного сложнее, но условно они составляют 10% от общего количества русскоязычных Интернет-ресурсов.

Объем рынка корпоративных и индивидуальных (dial-up) клиентов

Классифицировать провайдеров целесообразно по категориям, исходя из числа клиентов, имеющих коммутируемое (dial-up) соединение. А именно: крупные (>10 тыс.), средние (до 10 тыс.) и малые (<1 тыс.). По данным РОЦИТ, на конец 1998 г. число dial-up клиентов в Москве достигло почти 300 тыс. Из них корпоративные клиенты составили лишь несколько процентов (зато на каждого из них приходится до нескольких тысяч единиц персонала). Больше половины московского рынка ISP поделили между собой такие компании, как “ПТТ-Телепорт”, “Гласнет”, “Демос”, “Ситилайн”, “Зенон”, “МТУ-Интел”. Доходы московских провайдеров только от предоставления клиентам dial-up коммутируемого доступа в Интернет за период с марта 1998 г. по февраль 1999 г. составили примерно 30 млн. долл, а петербургских - 12 млн. долл. Заметно растет рынок средних провайдеров, получающих основную часть прибыли от индивидуальных пользователей Интернета. Около 40 подобных компаний активно работают в Москве и примерно 20 - в С.-Петербурге.

Согласно данным “Переписи населения Интернета”, проведенной Infoart, распределение российских пользователей по скорости подключения к Сети очень близко к среднекалифорнийскому, что, скорее всего, можно объяснить широким распространением высокоскоростных модемов в столице России. При этом московский рынок услуг передачи данных, включающий часть рынка телематических служб (Интернет), имеет самые высокие годовые темпы роста связи всех видов телекоммуникационных услуг.

Как полагают многие эксперты, сектор услуг доступа в Интернет развивается темпами, которые в ближайшее время обеспечат провайдерам уровень доходов, соизмеримый с доходом от предоставления услуг традиционной проводной связи. По оценке РОЦИТ, общий доход российских компаний от деятельности, связанной с Интернетом, в 1998 г. мог достичь 155 - 165 млн. долл., причем львиную долю его составил доход от предоставления доступа к Сети. На Москву и Петербург приходится около 50 и 19% соответственно от общего дохода российских провайдеров.

Объем московского рынка корпоративных и домашних

пользователей сети Интернет (по данным РОЦИТ)

Экономический кризис августа - сентября 1998 г. отрицательно сказался на развитии рынка Интернета, хотя число его пользователей не уменьшилось. Однако снизились темпы прироста количества клиентов и интенсивность использования Сети. Доля москвичей и петербуржцев среди пользователей Интернета постепенно снижается из-за более низких темпов прироста пользователей в сравнении со средним российским показателем. Пока домашних компьютеров, подключенных к Сети по выделенному каналу, ничтожно мало. Однако при сохранении существующих тенденций можно ожидать, что к 2004 г. до 5 - 10% процентов московских индивидуальных пользователей Интернета смогут подключиться к Сети по различным выделенным каналам.

Участники рынка услуг, их клиентская база и доли рынка

Развитие Интернета в России, как и в мире в целом, показывает, что жестко разделить провайдеров на категории ISP (только подключение), OSP (только онлайновые услуги) и CSP (только содержательная информация, далее - контент) невозможно. По мере становления рынка каждый ISP начинает с предоставления дискового пространства контент-провайдерам, а затем и сам начинает создавать собственные подразделения, занимающиеся информационным наполнением сайтов, как, например, “Демос”, “Гласнет“, “Зенон Н.С.П.” и др. В то же время крупнейшие контент-провайдеры постепенно начинают предоставлять клиентам доступ в Интернет через собственные ресурсы. К ним можно отнести компании “Гарант“ (правовая информация), “Финмаркет”, “Росбизнесконсалтинг”, агентство AK&M (биржевая, фондовая информация) и т. д.

Всего к середине 1998 г. было выдано 350 лицензий Госкомсвязи на предоставление услуг передачи данных и телематических служб. Сейчас реально работают около 150 компаний, что составляет 45% от общего количества получивших лицензии на услуги Интернета.

В 1998 г. РОЦИТ исследовал спрос на телекоммуникационные услуги крупнейших телекоммуникационных операторов Москвы. Особенно глубоко исследовался российский рынок Интернет-телефонии (или, как ее еще называют, IP-телефонии), и был подготовлен прогноз его развития на ближайшие годы.

По мнению крупнейшей исследовательской компании IDC, к концу 1999 г. число пользователей Интернет-телефонии в мире составит 12% от пользователей WWW. С учетом того, что современные технологии Интернета приходят и в Россию, но с опозданием примерно на 2 - 4 года, с большой долей вероятности можно предположить, что к 2002 - 2004 гг. число российских пользователей IP-телефонии составит 10 - 15% от числа российских пользователей WWW, т. е. 350 - 400 тыс. человек.

В Москве в стадии проектирования и испытаний находятся сразу три проекта создания интегрированных сетей широкополосных мультимедийных служб на основе кабельного и сотового телевидения. Они способны предоставлять конечному пользователю весь комплекс телекоммуникационных услуг, в том числе телефонию, до 50 цифровых телевизионных каналов, 40 цифровых каналов Hi-Fi-радиовещания, доступ в Интернет, видео по заказу. Как показало исследование (1998 г.) фонда ”Общественное мнение”, наибольшим спросом у населения будут пользоваться базовые услуги кабельного телевидения и доступ в Интернет.

По данным РОЦИТ, в России на сегодняшний день создано более 26 тыс. самостоятельных информационных ресурсов Сети и рост этого сегмента рынка один из наиболее высоких - свыше 200% в год. Подавляющее большинство ресурсов (более 80%) создается за счет средств владельца сайта. Всего в Интернете размещено не менее 500 Гб информации на русском языке.

Решения “последней мили” для доступа в Интернет

 

Основным способом доступа в Интернет на сегодняшний день остается модемный, т. е. связь осуществляется по медным проводам городских телефонных сетей (МГТС в Москве и ПТС в С.-Петербурге). Для корпоративных клиентов провайдеры предлагают выделенные коммутируемые каналы, выделенные каналы ISDN, волоконно-оптические линии связи, беспроводной доступ (радиомосты, сотовые системы WLL, другие технологии широкополосного вещания), доступ в Интернет по спутниковым каналам.

Сейчас в Москве и С.-Петербурге большинство индивидуальных и бизнес-пользователей могут подключиться к Интернету посредством высокоскоростной технологии ADSL по существующим телефонным линиям. Услуги более высокоскоростной технологии ISDN пока еще не нашли широкого применения из-за их высокой стоимости. Организацией доступа к Сети через волоконно-оптические линии связи со скоростью передачи данных до 622 Мбит/с занимаются, как правило, крупнейшие провайдеры Интернета, одновременно являющиеся владельцами собственных сетей (в Москве таких сетей около 20, а подключение по радиоканалу предлагают не менее 10 провайдеров).

У технологии подключения к Интернету по спутниковым каналам (со скоростью доступа до 400 кбит/с) хорошие перспективы в таких отдаленных регионах РФ, как Сибирь и Дальний Восток. Одним из способов решения проблемы “последней мили” является предоставление услуг широкополосных служб, и в частности сотового и кабельного телевидения. Российская компания “Рустел” приступила к развертыванию в Москве и центральных регионах России сетей широкополосной связи на основе технологии LMDS (Local Multipoint Distribution Service). Подобные сети предназначены для создания системы сотового интерактивного телевидения, а также обеспечения телефонной связи и доступа в Интернет. В Москве, где установлена базовая станция производства американской фирмы MM-Tech, с мая прошлого года осуществляется техническая эксплуатация системы сотового телевидения.

Структура затрат на развитие Интернет-бизнеса

Статьи расходов на развитие Интернет-бизнеса у всех провайдеров приблизительно одинаковы. Однако по внутреннему содержанию они значительно различаются, что определяется многими факторами, например наличием собственных канальных мощностей и возможностью самостоятельного выхода провайдера на зарубежные узлы Интернета, объемом и видами предоставляемых услуг, типом используемого оборудования, наличием в собственности технологических помещений и т. д. Кроме того, значительное влияние на величину расходов оказывает принятая провайдером стратегия ведения бизнеса: планы компании, проводимая маркетинговая политика, выбор партнеров (ISP, CSP, дистрибьюторы, поставщики оборудования и т. д.), проведение исследовательских работ, разработка собственных технологий и др. По разным оценкам, стартовый капитал провайдера должен составлять как минимум 45 тыс. долл. Упрощенный вариант расчета стоимости клиентского доступа показывает, что средний период окупаемости инвестиций равен примерно 12 месяцам.

Основные фокус-группы пользователей Интернета в России

Анализ состава пользователей Интернета основывался на результатах исследований, выполненных организациями Gallup Media, Infoart, Комкон, информации о пользователях Интернета С.-Петербурга, а также собственных данных РОЦИТ. Каждое из этих исследований охватывало от 3 до 30 тыс. респондентов, поэтому их можно считать вполне репрезентативными. На основании сводных итогов сформирован портрет среднего потребителя услуг Интернета в России.

Возраст основной группы потребителей - от 26 до 34 лет, при этом смещение в сторону молодежи объясняется высоким интересом студентов и школьников старших классов к выставленным в Интернете рефератам, курсовым и другим учебным материалам. Более половины российских пользователей Интернета имеют высшее образование. Из них мужчины составляют свыше 60%, но доля женщин постоянно растет.

Более трети респондентов отметили, что имеют доходы выше среднего (по отношению к населению Москвы) и поэтому их можно отнести к так называемому “среднему классу”. Более половины опрошенных отнесли себя к категории “специалист” либо “руководитель”. Они работают в сфере частного бизнеса и/или на предприятиях с участием иностранного капитала. Жители 23 крупнейших городов России составляют более 60% всех пользователей Интернета.

Анализ рисков при реализации Интернет-проектов

Анализу рисков при реализации Интернет-проектов посвящен отдельный том исследования (такой глубокий анализ, по-видимому, проведен в России впервые). Классифицированы различные виды рисков: изменение законодательства, опоздание с инвестициями, неразумное налогообложение, вытесняющая конкуренция, ошибки менеджмента, маркетинга и пр. Компании, работающие на российском рынке Интернета, сталкиваются с группами рисков, как общими для деятельности ISP, CSP и OSP (например, риски, связанные с политической ситуацией в стране, изменением/ужесточением законодательных норм, сокращением клиентской базы и т. д.), так и со специфическими для каждой группы провайдеров.

Прогноз динамики изменения социального состава пользователей

Интернета в России (по данным компании V6)

При оценке рисков опоздания с инвестициями со стороны провайдера Интернета, уже действующего на рынке, критичным фактором будет момент принятия решения об обновлении или смене используемых программных и аппаратных средств, а также увеличения пропускной способности имеющихся магистральных каналов. Провайдер, пропустивший оптимальное время для вложения средств, вынужден выстраивать свою деятельность на основе устаревших технологий, что зачастую ведет к попыткам решить возникающие проблемы за счет перегрузки технических средств и персонала, снижения качества предоставляемых услуг. К рискам опоздания с инвестициями особенно чувствительны малые российские компании, не имеющие достаточных финансовых резервов и поддержки со стороны крупного учредителя/партнера. Классическая триада вытесняющей конкуренции (конкуренты - производители - заменители) также может повлиять на срок выполнения проекта предоставления услуг Интернета. При этом нужно учесть активный маркетинг прямых конкурентов из числа провайдеров Интернета, роль производителей, заменителей информационных услуг (преимущественно это контент-провайдеры).

На основе изучения инвестиционной привлекательности регионов можно сделать вывод об их пригодности для масштабного развертывания Интернет-проектов. По оценке экспертов РОЦИТ, Московский регион (Москва и Московская область), С.-Петербург, Екатеринбург и Свердловская область будут наиболее привлекательными для провайдеров услуг Интернета вплоть до 2004 г. С дополнительными материалами можно ознакомиться по адресу: http://www.rocit.ru/inform/report.html.

Автор - директор по маркетингу РОЦИТ, с ним можно связаться по адресу: sergts@mail.ru.