Может, и в нашу жизнь когда-нибудь войдет словосочетание “корпоративный университет” (Corporate University), а пока оно наиболее популярно среди компаний, входящих в список 1000 крупнейших по данным журнала Fortune или близких к этому. В таких компаниях наряду с такими традиционными должностями, как CEO (главный управляющий), CFO (главный финансист) и CIO (главный специалист по ИТ), появляются новые - CKO (главный специалист по знаниям) и CLO (главный специалист по обучению). Возрастание роли интеллектуального капитала приводит к тому, что корпорации стремятся к знаниям, поэтому утвердился еще один новый термин - обучаемая организация (learning organisation).
Для организации в компаниях процесса обучения создаются корпоративные университеты, представляющие собой довольно серьезные образовательные учреждения, чьи бюджеты измеряются десятками миллионов долларов. Основной задачей таких университетов является обучение персонала компании, его учредившей, но заметна тенденция к расширению продажи услуг по обучению вовне. Сейчас подобным образом обеспечивается примерно 25% бюджета университетов, но, по прогнозам, через несколько лет эта цифра возрастет до 50%.
Усиление роли корпоративного образования - естественное следствие двух взаимозависимых и дополняющих друг друга процессов: повышения квалификационных требований к персоналу и развития средств дистанционного обучения. Примерно 93% всех учебных программ строится с частичным использованием наиболее популярных Web-технологий, а также направленного на рабочее место телевизионного вещания (streaming video to the desktop).
В корпоративных университетах обучение чаще всего ведется по следующим направлениям: менеджмент, инженерно-технические специальности, управление бизнесом, финансы и информационные технологии.
По данным компании Corporate University Xchange (CUX), специализирующейся на анализе данных в области корпоративного образования, число таких университетов за последние десять лет увеличилось с 400 до 1600 и, если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 г. корпоративных университетов станет больше, чем обычных.
Крупнейшим корпоративным университетом CUX считает подразделение IBM Global Learning. В его составе свыше 3400 преподавателей, работающих в 55 странах, где они читают более 10 000 специализированных курсов. В университете IBM уже прошли переподготовку 126 000 сотрудников компании.
В преподавании пока доминируют обычные лекционные занятия и семинары, дистанционными методами обучения обеспечивается всего 30% от всех курсов. Этот уровень автоматизации обучения в IBM признан недостаточным, поэтому в компании разрабатываются новые технологии образования.
В этой связи перспективен альянс IBM с компанией etNetworks, известным поставщиком услуг по дистанционному обучению. В рамках этого соглашения IBM Learning Services будет использовать спутниковое телевизионное вещание. Новая инициатива называется IBM Learning Services Network, она сочетает две формы передачи данных: лекционный материал передается телевизионными средствами, а для диалога между студентами и преподавателями предназначен режим общения через Web-среду. Для приема лекций компания etNetworks устанавливает специальные спутниковые антенны.
Создаваемая учебная сеть рассчитана не только на собственных сотрудников, но и на партнеров компании (IBM Business Partners). Для последних она особенно актуальна, поскольку по оценкам, сделанным etNetworks, 82% из них считают слишком большими затраты на традиционные формы обучения.
Вероятно, образовательная инициатива etNetworks и IBM относится к числу наиболее передовых, но и при этом корпоративное образование никоим образом нельзя рассматривать в качестве альтернативы традиционному университетскому образованию, скорее это две составляющие непрерывного процесса обучения. Корпоративное образование согласует квалификацию сотрудника с профессиональными требованиями конкретного рабочего места. Не случайно компания IBM подчеркивает, что ее интерес к образованию сотрудников прежде всего вызван тем, что ежегодно приходится принимать на работу свыше 25 тыс. новых служащих, а их необходимо адаптировать к условиям труда.
Появление корпоративных университетов в конечном итоге есть не что иное, как реакция на трансформацию рынка труда, наблюдаемую в последние годы. Сейчас очень быстро изменяется номенклатура рабочих мест и постоянно повышается спрос на специалистов высокой квалификации. Подчеркнем, что в дефиците не исследователи и не ученые, а высококвалифицированные профессионалы в прикладных областях. Как любой другой, этот рынок наиболее эффективен, если существует действенная система стандартов, в данном случае стандартов на образование. Не умаляя значения корпоративных университетов, стоит заметить, что они действуют в интересах рынка, а их функция заключается в подготовке узких, или, как теперь говорят, сертифицированных специалистов.