Эдуард Пройдаков
В области корпоративных систем на рынке сейчас настоящий бум. Некоторые компании, поставщики корпоративных решений, удвоили за этот год свой оборот. Главный редактор нашего еженедельника Эдуард Пройдаков встретился с рядом руководителей фирм-разработчиков. Предлагаем вашему вниманию его беседу с президентом корпорации “Галактика” Николаем Красиловым.
Николай Красилов
PC Week: Николай Альбертович, как “Галактика” реагирует на изменения рынка?
Николай Красилов: Со времени проведения “галактической” конференции на Мальте прошло уже полгода, за которые мы переосмыслили многие направления стратегии нашей компании. Этот процесс шел под влиянием перемен, происходящих на рынке. С конца прошлого года у нас была совершенно четкая ориентация на разработку и продвижение отраслевых решений, и уже в середине нынешнего года это стало приносить свои плоды. Мы сконцентрировались на определенных отраслях. Если раньше система “Галактика” проектировалась как универсальное решение, подходящее всем, то в последний год мы стали больше отслеживать потребности определенных секторов рынка. Конечно, под это нужно было подтянуть ресурсы, построить соответствующие технологии, разработать и проводить маркетинговые программы для привлечения клиентов. Например, у нас разработана система “Локализатор”, не только позволяющая из универсального программного решения собирать необходимые заказчику модули, но и ввести отраслевую терминологию, которая используется во всех экранных и печатных формах.
В развитии отраслевых рынков мы возлагаем большие надежды на интеграцию “Галактики” с системами АСУ ТП. В настоящий момент мы ведем активный поиск партнеров для развития этого направления.
Отраслевые решения от “Галактики” уже сегодня активно используются различными предприятиями ведущих отраслей экономики. Это стало возможным благодаря тому, что в свое время корпорация концентрировалась на ведущих предприятиях отраслей (этот процесс продолжается и сегодня), имеющих основные бизнес-процессы данной отрасли. Работа с этими предприятиями позволила нам изучить задачи и проблемы определенного сектора экономики, специфику и сложившиеся там традиции. При этом предприятия-флагманы отраслей становятся как бы соавторами отраслевого решения. Получается, что решая задачи “эталонного” предприятия, мы работаем и на всю отрасль.
Переход к разработке и продвижению отраслевых решений заставил нас серьезно пересмотреть человеческие ресурсы: от того, кто занимается внедрением системы, вводом ее в эксплуатацию (отвечает за сроки, технологии, качество работ), в значительной мере зависит успех использования решения. В нашей практике были случаи, когда при внедрении продукта на двух практически одинаковых предприятиях на одном был полный успех, на другом - возникали проблемы. Когда мы стали анализировать причины этого, то поняли, что наряду с общими факторами очень важна квалификация специалистов по пусконаладочным работам. Руководители проектов должны кроме знания системы обладать набором других очень важных качеств: быть опытными психологами и педагогами, разбираться во внутренней политике предприятия, экономике и бухучете. Мы начали активно развивать институт руководителей проектов. Выявили среди своих сотрудников тех, кто может вырасти до этой должности, занялись активным поиском таких людей на рынке ИТ-специаистов. К сожалению, мы довольно поздно осознали необходимость отдельного подразделения по управлению персоналом, на которое ложится основная часть этой работы. Такое подразделение было создано у нас только год назад, и уже сейчас мы чувствуем весомые результаты его деятельности.
Еще одна служба, в большой степени влияющая на успех использования отраслевых решений и требующая специальной подготовки, - это служба технической поддержки. Люди, которые там работают, должны обладать очень высокой квалификацией, психологической устойчивостью и умением разговаривать с клиентом. Данному подразделению мы сейчас также уделяем большое внимание.
Несколько слов о ситуации, которая сложилась на рынке. В последнее время происходит значительная активизация всех наших клиентских связей. Процесс начался в июне, и нынешним летом мы впервые не наблюдали сезонного снижения активности. Это связано с тем, что, во-первых, отечественные производители определенное время развивались в условиях снижения давления западных поставщиков и успели захватить часть рынка. Второй фактор - благоприятная мировая конъюнктура цен на сырье, что очень важно для российской экономики. В связи с этим ряд крупных клиентов корпорации переосмысливает наши совместные проекты. Это происходит потому, что раньше уровень управления многими предприятиями был довольно низким: в первую очередь им нужно было наладить учет с серьезным уклоном на сбыт.
Те предприятия, которым удалось построить нормальную систему сбыта, систему взаимоотношений с контрагентами, дебиторами, кредиторами, выстроить сбытовую сеть, логистику, совершенно благополучно пережили кризис и активно развиваются. Многие наши заказчики шли именно таким путем. Строя учет, они начинали со сбыта, “подтягивая” под это бухгалтерский учет, потому что проблема налогов и отчетности перед госорганами всегда была остра. По сути, они строили надежную платформу для управленческого учета. К середине этого года такая платформа у многих заказчиков была создана. Сейчас им нужен управленческий слой информационной системы, который и заказчики, и мы как компания-разработчик, сегодня трактуем и понимаем по-иному, чем даже год назад. Тогда нашим заказчикам казалось, что достаточно построить определенный набор красивых отчетов, которые попадут на стол управленцев, - и все будет замечательно. Теперь этого уже мало - появился целый ряд новых инструментов для анализа данных на корпоративном уровне. Корпоративную систему управления предприятием можно назвать “многоэтажной” (или представить в виде слоеного пирога). Более низкие уровни - для исполнителей и управленцев среднего звена. А на верхнем уровне находится слой, позволяющий создавать системы для построения так называемой ситуационной комнаты для высшего руководства. Свою задачу сегодня мы видим в том, чтобы развивать этот слой (подобная работа уже ведется для ряда наших заказчиков).
В последнее время существенно изменились требования к управлению финансами. Все заказчики хотят иметь серьезную надежную систему финансового управления, включающую в себя и бюджетирование, и оперативное управление финансами. На многих предприятиях финансовые службы, выросшие из бухгалтерских, уже переросли уровень учетных задач и стали самостоятельной силой.
Парадокс рынка, который в какой-то степени повлиял на нашу стратегию, состоит в том, что на сегодняшний день классическая западная ERP-модель оказалась во многом невостребованной российскими предприятиями, так как большинство из них находится не в условиях дефицита ресурсов и наплыва заказов, а наоборот - имеется избыток ресурсов и постоянная борьба за заказы. Поэтому мы несколько откладываем развитие ERP-модели западного образца, концентрируя ресурсы на решении насущных задач наших клиентов. Для многих из них в настоящее время более актуально решение задач по оперативному управлению финансами, отслеживанию договоров, расчету себестоимости.
PC Week: В каких отраслях промышленности сейчас наиболее активно внедряются корпоративные системы?
Н. К.: Можно выделить среднего размера предприятия пищевой промышленности, которые сейчас успешно развиваются. У них есть своя специфика, например, рецептура, приемка сырья, оперативный день в день расчет себестоимости, переделы продукции и т. д. В частности, для оперативного расчета себестоимости они должны построить модель ее формирования в условиях значительного запаздывания информации о цене сырья либо по его тарификации.
Внедряются КИС на нефтеперерабатывающих заводах (здесь одна из наших задач - в стыковке наших экономических модулей с используемыми там западными системами управления технологическими процессами).
Предприятия деревоперерабатывающего комплекса (там тоже есть своя специфика, например, необходимость учета щепы). Активизировались предприятия связи (здесь мы стыкуем наши решения с биллинговыми системами). Для связистов важно, чтобы программные решения были сертифицированы Гостехкомиссией. “Галактика” прошла такую сертификацию по категории 1В.
PC Week: Я слышал, что у вас есть Интернет-проекты. Что вы делаете в этом направлении?
Н. К.: Разработанная нами и показанная на “Софтуле” система поиска и аналитической обработки информации* базируется на некотором ядре, позволяющем хранить и очень быстро извлекать информацию. Возможен целый ряд применений этой системы, в том числе и для Интернета. У нас есть проект создания поискового сайта на основе данной технологии, но он пока для корпорации не первостепенный. Для навигации в Интернете сейчас очень важны будут системы, помогающие пользователю строить правильный поисковый запрос. Например, в обычной поисковой системе я получил массу ссылок на слово “биллиард”, причем очень многие из них - на роман Стругацких, но оказалось, что продавцы для обозначения биллиардных столов используют слово “биллиарды”.
PC Week: Будем надеяться, что вы этот проект тоже реализуете.