ИНТЕРВЬЮ
В ноябре во французском городе Канны во Дворце кинофестивалей состоялась ежегодная конференция и выставка, проводимая GartnerGroup. Среди 4500 участников были две российские компании.
Главный редактор нашего еженедельника Эдуард Пройдаков попросил рассказать об этой конференции директора компании “Цефей” Марину Николаевну Хохлову.
Российский стенд. Слева - Марина Хохлова
PC Week: Марина Николаевна, конференция GartnerGroup мало известна в России. Поскольку вы участвуете в ней второй год подряд, расскажите, что это такое.
Марина Хохлова: К сожалению, в России мало знают о деятельности компании GartnerGroup и еще меньше о проводимом ею ежегодном симпозиуме, который организуется в трех регионах земного шара - европейском, малазийском и американском.
GartnerGroup - крупнейший международный консультант в сфере информационных технологий. Компания ведет исследования состояния и перспектив рынка по четырем основным направлениям: телекоммуникации, аппаратные средства, системное программное обеспечение и прикладное ПО. В области прикладного ПО 70% внимания уделяется бизнес-системам. Нас это очень порадовало, потому что в России института независимых экспертов до сих пор еще не создано, а пресса, к сожалению, следует за рекламной кампанией того или иного производителя, не отражая истинного положения вещей.
PC Week: Я такие упреки в адрес прессы слышу уже десять лет и могу сказать: дело не в прессе, а в том, что независимые исследования - это такой же бизнес, как и любой другой. Весь вопрос в том, востребован ли он рынком.
М. Х.: Мы всегда заявляли, что будем поддерживать любые независимые исследования в нашей области. Но обратите внимание, как понимает независимость GartnerGroup. С их точки зрения, независимость - это прежде всего интерес к исследованию со стороны клиента. GartnerGroup отличается тем, что купить ее заинтересованность к себе почти невозможно, но если клиент проявляет внимание к тому или иному участнику рынка, этот производитель тут же попадает в сферу интересов GartnerGroup. Достаточно 5 - 10 обращений в GartnerGroup с просьбой исследовать какую-то часть рынка или продукт, как это делается. То есть независимость диктуется клиентом. У нас же играют роль деньги производителя, который пытается раскрутить свой продукт.
Если в прошлом году мы были просто участниками симпозиума, то в этом году “Цефей” уже участвовала и в выставке. Второй российский экспонент - “Лаборатория Касперского”. Симпозиум GartnerGroup характеризуется избирательностью: на нем нет случайных фирм, только компании, имеющие серьезную долю рынка. Исключение делается для России и развивающихся стран. Здесь интерес представляют технологии, которые фирмы предлагают. Участники симпозиума - руководители IT-подразделений крупнейших банков, нефтяных компаний и т. д., то есть потребители продукции высоких технологий. Их прежде всего интересует, в каком направлении будут развиваться эти технологии.
Участие в симпозиуме - дорогое удовольствие, и тем самым организаторы ограничивают число и задают уровень участников: это топ-менеджеры. В то же время симпозиуму присущ внутренний демократизм. Например, стенды на выставке имеют стандартные размеры - 3, 6 и 9 квадратных метров. Никто не строит многоэтажных стендов, никто не может захватить себе больше выставочной площади. Поэтому наш стенд был соизмерим со стендами IBM, Oracle и других гигантов. Внимание уделяется не внешней мишуре, а содержанию. Каждый шаг на выставке - это новый экспонент. Я не видела ни одной другой экспозиции с такой плотностью информации.
В этом году слоганом симпозиума стало “Future of IT” - и действительно, 80% всех докладов было посвящено тому, что ожидает IT-технологии в ближайшие пять лет.
PC Week: Конечно, участие в таком симпозиуме очень престижно, но что оно дает вашему бизнесу?
М. Х.: IT-бизнес основан на технологическом уровне создаваемого продукта, хотя у нас он часто базируется на раскрученности продукта. Но срок такой раскрученности очень ограничен. Поэтому если говорить о бизнес-составляющей, то на симпозиуме мы проверяли будущность нашей компании, будущность технологий, используемых нами при проектировании систем, это правильность тех финансовых вложений, которые делаются в проект сейчас и будут делаться завтра. Это оценка положения, которое занимает сегодня компания на рынке и которое она займет завтра. Например, директор подразделения GartnerGroup по бизнес-системам Найджел Вуд в своем докладе заявил, что к 2002 году около 50% фирм перейдут на объектно-ориентированные технологии. Такое заявление безусловно повлияет на выбор клиентами систем. Для нас это уверенность в будущем, так как мы используем ООП.
Для нас важно понять, насколько верно мы себя позиционируем, это тоже позиция в бизнесе.
Следующий момент - выход на международный рынок. Симпозиум дает и большой круг контактов, и выявляет интерес европейских стран. Заинтересованность проявили Швеция, Швейцария, Германия, Австрия и Италия. После симпозиума нам пришел ряд приглашений на участие в международных тендерах. Я уже не говорю о предложениях об аутсорсинге, которых было очень много.
Третий момент - проверка готовности нашего продукта для выхода на международный рынок. Мы, например, продемонстрировали, что с нашей системой “Эталон” можно работать с разных рабочих станций на разных языках. Зная, какие проблемы испытывают зарубежные фирмы при локализации своих систем, это свойство было заложено в “Эталон” изначально при ее проектировании.
Объектно-ориентированное проектирование информационного пространства позволило ввести в систему такое понятие, как налоговый картридж. Я утверждаю, что бизнес в России, Америке и Японии работает по одним и тем же правилам, если он рыночный. У нас сейчас то, что называют “номенклатурным капитализмом”, который на 60 - 70% тоже подчиняется рыночным законам. Основные отличия определяются Налоговым кодексом каждой страны, требования которого, скажем Торгового кодекса Германии, могут быть реализованы в нашей системе в виде заменяемого картриджа.
Для нас сейчас невыход на международный рынок связан прежде всего с необходимостью больших инвестиций в продвижение продукта там - нужно открывать представительства. Кроме того, в российском законодательстве весьма сложно решен вопрос защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Сейчас мы основные денежные средства инвестируем в разработку, т. е. улучшение системы, расширение функциональности. Это дает больше отдачи.
PC Week: Какие темы из обсуждавшихся на конференции вам хотелось бы особо отметить?
М. Х.: Очень важная мысль, озвученная на симпозиуме, - то, что не существует систем, которые реализовывали бы все функции управления предприятием. Поэтому необходимо создание стандартов на интерфейсы и репозиторные описания, помогающих легко объединять имеющиеся на предприятии разные системы. Второй существенный момент касается средств настройки системы. В России изменчивость бизнеса уже достигла апогея. Торговая фирма тут же становится производственной, потом она кардинально меняет группу товаров и т. д., и т. п. А трансформация законодательства? Ни в одной стране мира вы такого не найдете. Например, на Западе есть понятие “кэш”, и этого им достаточно. У нас же деньги наличные и безналичные - это совершенно разные вещи, и живут они по совершенно разным законам. Даже у каждого вида валюты, в зависимости от того, импорт это или экспорт, своя жизнь. К сожалению, денежная составляющая в бюджете некоторых предприятий может не превышать 15%. Остальное - ценные бумаги, векселя, зачеты, бартер. Образность, с которой мыслит российский финансист, проводя ту или иную сделку, я не знаю где еще существует. Это все требует технологической поддержки в разрабатываемой корпоративной системе.
PC Week: А если говорить о технологии, то как у вас происходит обновление системы?
М. Х.: Обновление идет по Интернету. Раз в месяц пользователи, находящиеся на гарантийном обслуживании, могут получить текущую версию программного продукта. Мы очень внимательно следим за публикациями в прессе, в частности, по вашей статье “И SAP туда же” я для себя отметила то, что считаю очень перспективным, и то, что у нас в стране не пойдет. Так, аренда через Интернет средств настройки системы очень перспективна, интересно получение через Интернет оценочных версий системы. Пока у нас это не реализовано. А вот поставка через Интернет настроенных под заказчика систем и новых версий ПО у нас делается давно.
PC Week: Сейчас наблюдается бум на рынке корпоративных систем. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого рынка, не ожидаете ли вы спада, связанного с президентскими выборами?
М. Х.: Здесь нужно выделить три составляющие. Несомненно, на бум повлияла девальвация рубля, рост цен на рынке сырья и, отчасти, страх перед возможным экономическим переделом собственности. Изношенность основных средств такова, что нужно решать: либо закрывать производство, либо вкладывать в него средства и переоснащать. Вместо политического и криминального передела мы наблюдаем сейчас зачатки экономического передела, т. е. из сферы управления уходят люди, которые не умеют управлять. Конечно, результаты выборов могут повлиять на этот процесс. Сейчас вакханалия борьбы за выживаемость закончилась. Пришло понимание, что для дальнейшей жизни и развития нужно следовать определенным рыночным законам и объединяться.
PC Week: Какие у вас планы на следующий год?
М. Х.: Мы расширяемся. Сейчас готовы принять еще 15 программистов и системных аналитиков. К сожалению, у нас очень высокие требования, и найти подходящих специалистов трудно. Что касается GartnerGroup, то мы уже получили приглашение от организаторов на участие в следующей выставке.