Наталья Шестопалова
Прошедший год всех испытал на прочность, выстроил на краю пропасти, не считась с рангами и заслугами. И хотя рынок банковской автоматизации в России никогда не был тихой гаванью, всем его участникам пришлось еще раз сверить свои стратегии с жизнью и начать поиски путей более рационального использования ресурсов. В условиях необходимости жесткой экономии денег банки, опираясь на накопленный опыт автоматизации своей деятельности, меняют отношение и требования как к предлагаемым системам, так и к фирмам-разработчикам. И сотрудничество здесь взаимовыгодно.
Директор компании “AO Кворум” Андрей Виноградов (справа) дал оценку состояния российского рынка банковской автоматизации
26 января разработчик банковского ПО “АО Кворум” провел пресс-конференцию, посвященную подведению итогов своей работы в 1999 г. и анализу положения в этом секторе рынка информационных технологий. Главной особенностью рассматриваемого периода стали мероприятия, направленные на постепенный переход от продаж ПО к продажам прав на его использование. “В прошлом году мы перешли на качественно новый виток развития нашей маркетинговой стратегии, - сказал в своем выступлении заместитель директора по работе с клиентами Кирилл Кибалко. - Суть ее не в получении единовременных доходов от продаж ПО, а в ориентации на долгосрочное оказание клиентам качественных услуг по его эксплуатации”. Новые подходы, как пояснил он далее, - скидки при продаже ПО, передача его в аренду, продажа в рассрочку (с выплатой 2 - 3% его стоимости в месяц) - позволяют снизить первоначальные затраты банка на автоматизацию, а также общую стоимость владения продуктом. Качество предоставляемых услуг по его сопровождению таково, что банкам выгоднее воспользоваться этими услугами, чем заниматься “самообслуживанием”. Система обеспечения качества - ее внедрение стало важным событием в жизни компании в минувшем году - предусматривает, как пояснил докладчик, такую организацию каждого рабочего места, которая исключает производство брака на нем, а если такое все-таки случится, позволяет предотвратить дальнейшее продвижение бракованного продукта по технологической цепочке. Внедрение этой системы дало возможность сократить количество ошибок кода почти в 5,5 раза. В ближайшем будущем фирма “Кворум” планирует провести сертификацию своей деятельности на соответствие требованиям мирового стандарта качества ISO 9000-3.
С той же целью - повышения качества услуг - в истекшем году была внедрена система сквозного сетевого планирования работ, определяющая сроки всех этапов решения задачи (например, с момента изменения в законодательстве до предоставления клиенту скорректированной версии продукта).
Здесь хочется сделать отступление. В материалах отчета компании “АО Кворум” за 1997 г. (см. PC Week/RE, № 5/98, с. 18) читаем, что и в 1997 г. доходы, полученные за предоставление услуг, составляли около двух третей всех доходов фирмы. Ориентация на оказание услуг - стратегия действительно старая, тактика новая. Видимо, понимание того, что высокое качество обслуживания обеспечивается через организацию бизнеса, рождается не скоро. Сегодня “Кворум” предлагает следующие услуги: предпроектное обследование банка и выдача рекомендаций по оптимизации технологии его работы, настройка автоматизированной банковской системы (АБС) под конкретные требования, ее внедрение и сопровождение.
Что касается цифр, то в 1999 г. оборот “АО Кворум” составил 3,9 млн. долл., что на 44% превышает тот же показатель за 1998 г. Распределение доходов по статьям таково: 56% приходится на оказанные услуги, 31% получен от новых продаж и 13% дали заказные проекты. Число банков-клиентов в 1999 г. увеличилось с 141 до 160 за счет перешедших с АБС других производителей и самодельных систем. Ряд “новичков” заключили контракты на аренду и лизинг ПО, а также на приобретение комплекса компонентов для АБС с нерешенной проблемой по переходу к 2000 г. Крупнейшим контрактом года стал договор о полномасштабном внедрении АБС “Кворум” на платформе Oracle в головном отделении и 18 филиалах Омского “Промстройбанка”. Общая стоимость этого проекта по планам превысит 1 млн. долл. В отчетном году нашли своих потребителей и отдельные компоненты на платформе Oracle: комплекс управления ценными бумагами приобрел АКБ “Авангард”. Как успешное оценивает руководство “Кворума” и продвижение системы электронных платежей класса “банк - клиент” QuickPay. За истекший год комплекс QuickPay внедрен на 1200 предприятиях, что позволило снизить операционные затраты обслуживающих их банков - клиентов “Кворума”. Предложенный компанией полгода назад продукт для решения задач управления “Банковский менеджмент” планируют к внедрению в текущем году 10 финансовых учреждений. Ряд клиентов компании приобрели в 1999 г. новую разработку Quorum-RAS (Remote Access Service), которая обеспечивает функционирование АБС “Кворум” в трехзвенной архитектуре. Кроме того, Quorum-RAS поддерживает работу в режиме реального времени удаленных отделений по обычным коммутируемым линиям связи.
В разработку новых технологий в 1999 г. компания вложила 600 тыс. долл. Создана интерактивная технология настройки документооборота, позволяющая работнику банка конструировать схему документооборота, оперируя предметными терминами, и тем самым гибко реагировать на изменения внешних условий рынка. Разработаны собственные средства защиты информации в соответствии с ГОСТ 28147 - 89. Встроенные в основное ПО (в системах электронных платежей и ряде заказных проектов, связанных с коммерцией в сети Интернет), они позволяют сделать его более простым, чем при использовании внешних средств защиты, а следовательно, более надежным и эффективным.
Директор компании “Кворум” Андрей Виноградов, характеризуя состояние рынка банковской автоматизации, отметил насыщенность его традиционными учетными решениями, медленный переход к клиент-серверным технологиям и промышленным платформам, демпинговую политику снижения цен, пиратство и неплатежи за сопровождение как факторы, сдерживающие развитие рынка в 1999 г. Будущее развитие информационных технологий банковского сектора и его самого как части российской экономики зависит прежде всего от политической обстановки, от результатов предстоящих выборов.
“АО Кворум”: (095) 235-7396.