ПРОЕКТЫ

Опыт создания Web-магазина “Библион”

Влад Борисов

Если компания торгует товарами, не имеющими отношения к вычислительной технике, то она, как правило, не может похвастаться опытом, связанным с информационными технологиями. Однако жизнь подталкивает такие фирмы к освоению Интернета. Но как это делать? Самый простой способ - обратиться к услугам квалифицированного партнера, как поступила фирма “Нептун-Европа”, владелец Интернет-магазина “Библион” (www.biblion.ru).

Первые шаги

В конце 1998 г. фирма “Нептун-Европа” решила заняться книготорговлей. Анализ сложившегося рынка показывал, что региональные потребители не имеют доступа к столь широкому ассортименту продукции, как столичные. В особенности от такого положения дел страдали институциональные покупатели (например, библиотеки), которые с распадом советской системы книготорговли остались без прежней поддержки.

Руководство “Нептун-Европы” решило, что наиболее перспективным способом обслуживания сразу двух этих категорий заказчиков является виртуальный книжный магазин. Но поскольку сфера деятельности компании далека от информационных технологий, для проработки технической части проекта было решено привлечь партнера - фирму “Кварта-технологии” (www.quarta.ru), занимающуюся разработкой специализированного ПО, сетевых и Интернет-решений.    

Подготовка магазина к открытию, состоявшемуся осенью 1999 г., велась полгода. Первое, что сделала “Кварта”, это помогла “Нептун-Европе” понять, какого вида магазин той нужен, подобрать технологию, на основе которой его можно было бы создать, разработать дизайн.

Структура магазина

Весь магазин был построен с использованием технологий Microsoft: Web-сервер - на базе Internet Information Server 4.0 и Site Server 3.0 Commerce Edition (MSSCE), а сервер базы данных - на SQL Server 7.0. Информация для БД поставляется Российской книжной палатой - государственным органом, владеющим национальной библиографией; на конец ноября 1999 г. в БД “Библион” были заложены сведения о тридцати с лишним тысячах книг.

Все упомянутое ПО работает на двух серверах NetServer E60 компании Hewlett-Packard, функционирующих под управлением Windows NT. Оба они установлены на серверной ферме, расположенной на технической площадке “Кварты”. Web-сервер подключен к Интернету 2 Мбит/с каналом, что обеспечивает относительно высокую доступность сайта (магазин рассчитан на одновременное обслуживание двух тысяч покупателей). Решением всех проблем, связанных с техническим обслуживанием серверов, также занимается “Кварта”.

Андрей Крючков, консультант этой компании по системам электронной коммерции и компьютерной безопасности, так комментирует этот выбор: “MSSCE позволяет разработчику думать не о программной логике, а о бизнес-логике. Пакет представляет собой набор строительных блоков, которые нужно лишь связать воедино. Нам не пришлось тратить силы на учет структуры базы данных, создание ПО для обслуживания корзины покупателя. Сильной стороной пакета является и возможность интеграции с любой торговой системой”. Таким образом, разработчику остается лишь сотворить “клей” на языке Active Server Pages и сконцентрироваться на создании уникального дизайна магазина и оснащении его нестандартными возможностями, не тратя время на “изобретение велосипеда”.

Получившийся в итоге сайт оснащен системами расширенного поиска и контекстно-зависимого предложения товаров на основе статистики покупок (магазин сообщает, какие еще книги покупали люди, заказавшие данную книгу), помогающими пользователю найти нужные книги, системой обратной связи с покупателями, позволяющей точнее реагировать на их запросы. Покупатели могут оставить запись в гостевой книге, оценив по пятибалльной шкале общие впечатления о магазине, полноте его ассортимента и скорости работы, дать отзыв о конкретной книге.

С другой стороны, опора на MSSCE приводит и к некоторым характерным недостаткам. Скажем, система поиска “Библиона”, базирующаяся на “родной” технологии Microsoft Index Server, не осуществляет поиска с учетом словоформ.

Для того чтобы не оттолкнуть никого из потенциальных клиентов, в “Библионе” предусмотрены разнообразные системы оплаты покупок (банковским переводом, наложенным платежом, по кредитным карточкам с использованием системы электронных платежей Assist). При этом магазин работает не только с физическими лицами, но и с организациями, выдавая им полный комплект необходимых финансовых и бухгалтерских документов, таких, как счета-фактуры, накладные и т. д.

В “Библионе” предусмотрено и несколько способов доставки: почтой по России и ближнему зарубежью, собственной курьерской службой (с оплатой наличными) по Москве, курьерской службой (PonyExpress) по всему миру. В сайт встроена система, которая считает стоимость доставки заказа в зависимости от его веса, расстояния и т. д.

Дальнейшее развитие

По словам торгового представителя “Нептун-Европы” Сергея Алисова, на ноябрь 1999 г. магазин ежедневно посещали до 300 человек, причем каждый день приносил несколько заказов. Это не очень много, но и не так плохо для сайта, открывшегося всего два месяца назад.

Рост популярности любого магазина обычно достигается в ходе рекламной кампании. Непосредственная раскрутка “Библиона” при помощи баннеров в прошлом году не проводилась, хотя создатели и собираются ее осуществить. Предполагается также заключить договора с рядом сайтов (например, с “Библиотекой Мошкова”), посвященных писателям и их книгам, о размещении на них ссылок на книги из каталога “Библиона”. В таком случае для того, чтобы приобрести эти издания, пользователю достаточно будет один раз щелкнуть мышью, не покидая того сайта, на котором он в данный момент находится (функция BuyNow). Сайты же будут получать комиссионные с продаж. Подобный подход используют и другие торговые узлы, например, широкоизвестный магазин “Озон” (www.o3.ru).