Редко кто вспоминает, Что IBM - один из крупнейших продавцов программного обеспечения, но это так. Из общего оборота компании в 80 млрд. долл. в год на поставки ПО приходится 30 - 35%, еще 15 - 20% - на продажи аппаратуры, а остальное - на сервис. Сотрудники отдела ПО московского представительства фирмы IBM решили активно пропагандировать эту сферу деятельности IBM EE/A и устроили круглый стол для журналистов ведущих компьютерных изданий.
Мероприятие “IBM в следующем тысячелетии”, как легко догадаться, свелось к обсуждению концепции IBM по электронному бизнесу (ЭБ) и продуктов, предлагаемых ею для этой сферы.
По версии IBM, переход на рельсы ЭБ означает преобразование ключевых бизнес-процессов предприятий и организаций с использованием Интернета, позволяющее достичь нового уровня эффективности работы. Электронный документооборот, управление предприятием с помощью информационных технологий, сетевое взаимодействие с партнерами и заказчиками - все это элементы ЭБ. А электронная коммерция - лишь одна из ипостасей ЭБ, направленная на взаимодействие между организациями.
Что требуется компании, чтобы быть готовой к полномасштабной реализации электронного бизнеса? В соответствии с концепцией IBM, она должна иметь Web-сайт, позволяющий выполнять скачивание и заполнение неких электронных форм, а также обеспечивать возможность приема этих форм по электронной почте. Необходимо, чтобы соответствующая подсистема взаимодействовала с системами, поддерживающими “интеллектуальный капитал” компании (системами получения, хранения, сортировки, распространения, оценки и архивирования документов). Надо также организовать эффективное управление знаниями. При этом система управления знаниями должна иметь интерфейсы к транзакционным системам, системе управления корпоративными ресурсами (ERP-системе), обеспечивающей процессы документооборота и корпоративные бизнес-процедуры, и БД. Особое замечание: не следует “зацикливаться” на транзакционных системах реального времени (хотя именно здесь сосредоточены денежные потоки, с точки зрения информационных потоков - по статистике они обеспечивают всего лишь 5% информации, требующейся организации) и забывать о системах обмена информацией в свободном формате, подкрепляющей деловые процессы и “откладывающейся” в БД (здесь сосредоточено до 85% всей необходимой информации). Естественно, должна быть обеспечена и безопасность электронного обмена информацией.
Каждая из этих областей IT-технологий “закрывается” соответствующими программными продуктами IBM, названия многих из которых прозвучали в ходе беседы. При этом оказалось, что, по данным IDC, эта фирма является лидером продаж в области средств управления данными, систем хранения и аналитической обработки данных (систем извлечения знаний и поддержки принятия решений), систем управления корпоративными ресурсами.
Однако главное даже не наличие каких-либо, пусть очень полезных продуктов. Поскольку Интернет - это среда, где возможно взаимодействие самых разных субъектов и сегодня никто не может диктовать заказчику, какие типы программных или аппаратных платформ ему следует выбирать, концепция IBM по организации электронного бизнеса предусматривает использование существовавших ранее приложений при их соответствующей модификации, гарантирующей “отвязанность” от конкретных платформ, а также создание новых приложений на базе открытых стандартов.
К тому же, фирма пришла к пониманию того, что целесообразно поставлять заказчикам не столько готовые технические решения, сколько обеспечивать им возможность создания собственных решений в соответствии со своими вкусами. В России подобные решения, как правило, разрабатываются бизнес-партнерами IBM, что не в последнюю очередь объясняется необходимостью сокращения сроков внедрения новых IT-систем и технологий. Число таких партнеров у IBM за последний год существенно выросло, и эта тенденция будет поощряться и в 2000 г., причем в московском представительстве фирмы уже сформировался подход, в соответствии с которым чем больше дополнительных значимых решений партнер предлагает заказчику (кстати, это не обязательно решения, базирующиеся только на продуктах IBM), тем большие скидки он получает при приобретении оборудования и ПО (ситуация, так сказать, “обратного НДС”).
Ну и, конечно, все концепции электронного бизнеса ничего не стоят без их реального воплощения, и в качестве примеров на встрече были названы два проекта, осуществленных в России. Один - в издательстве “7 дней”, где на изложенных выше принципах проводится подписка на журналы и газеты, а также сбор материалов, их обработка и подготовка номеров изданий к производству, причем сервер Lotus Domino автоматически создает Web-версию газеты “Сегодня” через 30 мин после того, как номер подписан к печати. Второй - в государственной структуре (ГлавАПУ Москомархитектуры), где решена задача сокращения срока выдачи разрешений на строительство в Москве с 6 до 2 мес., требующая согласования огромного количества документов в большом числе городских организаций.