“Парус” на волнах 1999 года

ИТОГИ

Татьяна Богатова    

Продолжая серию публикаций о результатах деятельности компаний в 1999 г., мы попросили прокомментировать итоги работы корпорации “Парус” ее президента Александра Карпачева.

     PC Week: Как вы оцениваете текущее состояние рынков промышленности и торговли, на которых в течение года активно работала корпорация?

Александр Карпачев

     Александр Карпачев: Начну с рынка промышленности - именно здесь многие отмечают посткризисное оживление. Вероятно, это одна из причин возросшего интереса к информационным системам управления. Однако, по моим прогнозам, для руководителей промышленности данная проблема станет актуальной лишь через год-другой. Пока же проявление подобного интереса можно назвать “предварительным”, так как далеко не всегда он связан с принятием решения о покупке управленческой системы.

Сегодня руководители предприятий озабочены такими неотложными проблемами, как расчет по долгам, модернизация производства, развитие ассортимента продукции, поиск новых каналов сбыта. Зато следующий этап развития бизнеса наших предприятий - рост объемов производства, продаж, повышение конкуренции - потребует от них серьезных вложений в системы управления, причем не только в стандартные, “повседневные”, но и в значительно более наукоемкие продукты - системы для анализа и прогноза (ситуационные центры).

Что касается рынка торговли, на котором и до кризиса ситуация была более благополучной, нежели в производстве, то его, по моему мнению, не задели никакие глобальные изменения. На первый взгляд это может показаться странным, ведь маркетинговая активность на этом рынке усилилась очевидно - возросло число выставок, ассамблей и т. п. Однако складывается ощущение, что торговля сейчас больше занята поиском организационных форм, чем совершенствованием управления. Яркими примерами служат развитие сетей продуктовых магазинов, супермаркетов, попытки строить огромные гипермаркеты. Словом, и на рынке торговли вопросы внутреннего управления временно отошли на второй план.

     PC Week: В прошлом году “Парус” активно участвовал в госпрограммах по реформированию экономики. Чем является эта работа для корпорации - инвестициями в будущее или реальным бизнесом сегодня?

     А. К.: Безусловно, это инвестиции в будущее. В рамках тех программ, в которых мы участвуем, поднимаются достаточно сложные вопросы, требующие концентрации усилий большого числа людей, ведомств и общественных организаций. Они касаются, конечно, отнюдь не успешно работающих предприятий (такие в господдержке не нуждаются), а тех проблемных предприятий, которым без государственной помощи просто не обойтись. Так что корпорация выполняет своеобразный социальный заказ по подъему подобных предприятий, что на сегодняшний день прибыльным бизнесом быть не может. В рамках госпрограмм мы работаем с компаниями, нуждающимися в выходе из кризисного состояния или банкротства, в привлечении инвестиций для развития. Но мы надеемся, что в дальнейшем, справившись со своими трудностями, они смогут стать нашими коммерческими клиентами.

     PC Week: Вы активно работаете с государственными структурами. Чем в этом смысле был характерен 1999 год?

     А. К.: Отличительной чертой 1999 г. стало живейшее внимание к проектам информатизации со стороны федеральных структур, чего мы не отмечали на протяжении очень многих лет. Это касается МВД, внутренних войск, отдельных подразделений Федеральной службы безопасности, погранвойск, Министерства обороны. Проекты с этими ведомствами чрезвычайно интересны для нас.

     PC Week: Чем проекты для федеральных ведомств отличаются от прочих (по схемам, по технологиям работы)?

     А. К.: Отличаются очень серьезно - федеральное ведомство, решающее проблему информатизации своих подразделений, предъявляет высочайшие требования к реализации этих проектов в регионах. Здесь всегда остро стоит вопрос: кто будет заниматься внедрением и поддержкой технологий в регионах? Конечно, ряд задач необходимо решать на уровне центрального аппарата. Но более серьезная задача заключается в том, чтобы синхронизировать выполнение этих проектов на уровне региональных структур - обеспечить внедрение, бесперебойную поддержку и консолидацию информации. Мы накопили значительный опыт в этой области благодаря проектам по автоматизации для Прокуратуры РФ и ряда других государственных служб, поэтому на сегодня являемся достаточно интересным партнером для всех федеральных ведомств - не только благодаря наличию соответствующего ПО, но и в силу подготовленности нашей региональной сети к слаженной работе в масштабах страны.

     PC Week: Кстати, как развивалась работа с региональными партнерами?

     А. К.: Выход на рынок наших корпоративных решений на базе Oracle потребовал от нас в прошлом году серьезного реформирования каналов продвижения - ведь методы работы с крупными корпоративными системами и экономическим, бухгалтерским ПО существенно различаются.

Наряду с поиском новых региональных партнеров нам пришлось позаботиться о переподготовке уже имеющихся, и это потребовало немалых инвестиций. Программа подготовки специалистов по корпоративным решениям продолжительностью в три месяца включала в себя несколько этапов. Во-первых, это обучение предметным областям, в том числе финансовому планированию и бюджетированию, логистике, производственному планированию, расчету затрат на производство, управлению издержками и пр. Во-вторых, получение знаний по программным платформам (Oracle, Windows NT, Unix и т. п.). В-третьих, отработка навыков, позволяющих грамотно представить систему такого уровня, и, наконец, важнейшая часть - обучение методикам и технологиям реализации проектов у корпоративных заказчиков. Главной отличительной особенностью системы подготовки было то, что отработка технологий внедрения проводилась в “боевых условиях”: все слушатели должны были пройти обязательную трехнедельную стажировку в одном из наших региональных отделений, где под наблюдением инструкторов они занимались ведением реальных переговоров, презентацией продуктов, участвовали в проектах автоматизации. Таким образом переподготовку прошли около 40 человек. Естественно, это было связано с крупными затратами, но без квалифицированных специалистов продвигать компанию на рынке тяжелых корпоративных решений сегодня нельзя.

     PC Week: Что вы можете рассказать о разработке ПП?

    

А. К.: В прошедшем году мы практически закончили формирование продуктовых линеек под Windows как на файл-серверных, так и на клиент-серверных платформах. Но наиболее интересной для нас была разработка аналитических и прогнозных приложений для создания стратегических центров управления предприятиями.

Кроме того, компания продолжает серьезную работу в области Интернет-технологий. Уже сейчас в наших логистических модулях возможна организация информационного обмена данными о сбытовой и снабженческой деятельности предприятия. Большой интерес вызывает интеграция с Интернет-магазинами, и мы планируем выйти на рынок с подобным интегрированным решением совместно с крупным зарубежным партнером.

     PC Week: Какие еще интересные проекты прошлого годы вы могли бы отметить?

     А. К.: Сюрпризом года можно назвать успех нашего проекта на страховом рынке - заключение договоров на поставку программы “Парус-Страхование 6.2”. Несмотря на все сложности работы на посткризисном рынке страхования, проект оказался весьма эффективным - мы получили самый большой относительный прирост в корпорации и наибольшую отдачу в расчете на одного сотрудника.

Довольно сложная, но самая интересная наша акция прошлого года - это Дни “Паруса” в регионах. Они прошли во Владимире, Туле, Саратове, Самаре, Твери, Волгограде. Мы продвигали нашу торговую марку, стремясь создать персонифицированный имидж компании в глазах руководителей областей и местных предприятий. На конференциях в рамках этой акции побывало почти пять тысяч руководителей и специалистов разного ранга, установлено около двух тысяч перспективных контактов, которые при определенных усилиях должны перерасти в конкретные контракты.

Учитывая участие “Паруса” в других акциях подобного плана (Логистический форум, съезды бухгалтеров и экономистов и т. п.), мы считаем, что первые шаги на пути закрепления за компанией имиджа всероссийской были успешными. Мы надеемся окончательно утвердиться на этом уровне для того, чтобы положительно влиять не только на работу отдельных отраслей, но и на экономику всей страны.    

 

“Парус” - итоги 1999 г.

Консолидированный оборот корпорации (центральный офис и 27 региональных отделений) составил 12,5 млн. долл.

Число постоянных клиентов достигло 15 500 тыс.              

Структура доходов компании по рынкам в 1999 г.

В годовом доходе корпорации возросла доля, полученная от рынка государственных структур. Компания связывает это прежде всего с успешным развитием большого числа проектов федерального уровня в Министерстве юстиции РФ, Министерстве транспорта РФ, Федеральной миграционной службе РФ, Федеральной службе налоговой полиции РФ.

Стабильно увеличиваются доходы от рынков промышленности и торговли.

На рынок торговли в прошедшем году “Парус” вышел с принципиально новым решением для руководителей и топ-менеджеров крупных торговых предприятий - ситуационным центром на базе программного комплекса “Триумф”, а также аналитическим пакетом “Парус-Аналитика” для небольших торговых предприятий.    

Структура дохода компании

В 1999 г. “Парус” активно участвовал в государственных программах по стабилизации отечественной экономики. На сегодняшний день такие проекты осуществляются в Московской, Тверской, Владимирской, Саратовской, Волгоградской, Тульской и Калужской областях.

Руководство компании определило новые тактические и стратегические цели. 2000 год объявлен годом корпоративных решений. Основные задачи - завершить доработку системы управления “Парус 8.2 для Windows”, предложив рынку ERP-систему, и провести ряд целенаправленных акций по развитию каналов продвижения систем подобного класса.