Автомобильные пробки в центральной части Москвы и на некоторых ключевых магистралях - настоящий бич автомобилистов. Один из эффективных способов избавления от них - своевременное оповещение водителей об угрозе застрять в неподвижном скоплении машин. Этим полезным делом уже давно занимаются несколько пейджинговых компаний и радиостанций, периодически передающих в эфир оперативную информацию, собираемую водителями-механиками технической службы клуба “Ангел”, городской Службой спасения, другими организациями и просто добропорядочными автолюбителями.
Теперь эта информация, причем в привязанном к карте города виде, стала доступной через Интернет. Авторы проекта www.77.ru - компании “Демос-Интернет”, “Геоцентр-Консалтинг”, “Экологический Компас” и автоклуб “Ангел” - взялись собирать, обрабатывать и с периодичностью в 15 мин отображать на онлайновой карте информацию о заторах на дорогах столицы. Сбором данных занимается диспетчерская служба клуба “Ангел”, водители-механики которого максимально заинтересованы в достоверной информации о заторах, - в их обязанность входит как можно быстрее добраться до сломавшейся машины клиента. Кроме того, данные о заторах представляет отдел оперативного управления движением при столичном Управлении ГИБДД, а в перспективе предусмотрен автоматический сбор информации через сеть датчиков-детекторов скорости потока транспорта системы управления движением “Старт”.
Заторы на онлайновой карте отображаются красными стрелками
Вся полученная информация передается в центральную диспетчерскую “Экологического компаса”, где оператор ее анализирует, отображает на электронной карте города и передает по электронной почте на сервер “Демоса”. Здесь информация оцифровывается и переносится на онлайновую карту LaserMap, созданную фирмой “Геоцентр-Консалтинг”. За все эти операции отвечает солидный программно-аппаратный комплекс, основанный на группе серверов Sun.
Предполагается, что водитель, планирующий маршрут поездки по городу, перед выездом посмотрит эту карту на сайте www.77.ru. Я зашел на него и обнаружил, что там есть возможность менять размер окна просмотра и масштаб карты в довольно широких пределах, работает векторный навигатор и поисковая система по названиям улиц и других городских объектов. Немаловажно, что все это предоставляется бесплатно.
Кроме Интернет-сервиса проект предполагает использование беспроводных средств передачи данных о пробках. Так, разработчики уже протестировали довольно любопытный вариант: информация принимается пейджером с инфракрасным портом, а затем по ИК-связи передается на ноутбук или карманный компьютер под Windows CE, где и отображается на электронной карте. Очевидно, что существует много альтернативных способов доставки данных, например с помощью сотовой телефонной или любой иной радиосвязи.
Конечно, по сравнению с развитыми навигационными системами и средствами информирования водителей автотранспорта на Западе предложенный сервис может рассматриваться лишь как первый, но совершенно необходимый шаг на пути внедрения ИТ в довольно важный процесс повседневной жизни города. Остается не вполне ясным вопрос о числе потенциальных пользователей www.77.ru. По некоторым оценкам, на московские улицы ежедневно выезжают 3 - 3,5 млн. автомобилей. По словам представителей популярного автосайта www.auto.ru, его ежемесячно посещают до 100 тыс. уникальных пользователей. Более точной информацией о том, сколько водителей имеют доступ в Интернет, пока не располагает никто. Так что для решения проблемы пробок остается подождать, когда большинство водителей смогут пользоваться онлайновой картой так же регулярно, как они проверяют уровень масла в картерах двигателей своих железных коней.