Одно из определений тонкого клиента приведено в книге “Understanding Thin-Client/Server Computing” (Joel Kanter, Microsoft Press, 1998 г.): “Тонкая клиент-серверная модель - это такая многопользовательская серверная модель, в которой 100% приложений выполняются на сервере”. Но если на сервере выполняется 99% приложений, разве это уже не модель с тонким клиентом? Как определить ту грань, где кончается “толщина” и начинается “тонкость”?
Принято считать, что если пользователь применяет только браузер для доступа к информации, - то это тонкая Web-архитектура. Однако типичный сервер может представлять собой ПК с процессором Pentuim/100 и 64 Мб ОЗУ, на котором установлен Linux, Apache/1.3.6 и PHP-скрипт для доступа к легкой СУБД, а для запуска тонкого клиента, например браузера Microsoft Internet Explorer для Windows 2000, нужен компьютер с процессором Pentium III и 100 Мб ОЗУ...
Есть и другие тонкие технологии, например Microsoft Windows Terminal или классический терминальный режим работы мэйнфреймов, когда на приемное (мобильное) устройство передается только копия экрана (запакованная картинка) и все пользовательские действия (нажатие клавиши, перемещение мыши) посылаются обратно серверам приложений (их может быть много). Главный плюс этого подхода - минимальные требования к возможностям мобильного устройства и пропускной способности сети, минус - проблемы с отображением работы программ, периодически перерисовывающих свои окна.
Вариант с Java, когда нужный пользователю аплет загружается с сервера (реально подгружаются отдельные небольшие модули крупного приложения), требует постоянной хорошей связи с сервером (например, при интенсивной работе с ГИС на мобильном устройстве, обладающем слабыми ресурсами). Это технология достаточно отдаленного будущего.
Пожалуй, самое оптимальное - это комбинация подобных решений. Однако создатели тонких технологий пока стремятся скорее к их разобщению.
Автору можно написать по адресу: sbo@pcweek.ru.