КОНФЕРЕНЦИИ
Продолжая и развивая традицию весенних перелетов по странам и континентам, корпорация “Галактика” провела в середине марта свою четвертую ежегодную пользовательскую конференцию. В этот раз - в окружении Швейцарских Альп, на высоте 1,5 тыс. м над уровнем моря.
Форум собрал почти 100 человек, причем 85% представителей предприятий уже являлись пользователями системы “Галактика”, потенциальных клиентов были единицы. Примерно в равных пропорциях оказались представлены топ-менеджеры, бухгалтеры и начальники служб АСУ.
Поскольку о маркетинговых достижениях “Галактики” и об основных итогах прошедшего года на страницах PC Week/RE уже было рассказано по случаю тринадцатилетия корпорации (см. PC Week/RE, № 6/2000, с. 32), то в этом репортаже имеет смысл сделать акцент на отзывах клиентов, перспективах системы “Галактика” и партнерских “завязах”.
“Мы все на игле у "Галактики"”
Корпорация “Галактика” - абсолютный лидер среди российских разработчиков интегрированных систем управления предприятием, причем сразу по двум показателям: по объему продаж лицензий и услуг (в 1999 г. - на 11,2 млн. долл.) и по числу сотрудников департамента разработки (в нем сегодня трудится 170 человек). Не исключено, что, появись система “Галактика” несколько позже, скажем в 1999 г., покорение рынка не прошло бы столь победоносно, но история не терпит сослагательного наклонения. Рубежи уже завоеваны - фирма оказалась в нужное время, в нужном месте и с нужным продуктом. Достаточно обширная клиентская база, образовавшаяся уже к 1998 г., позволила корпорации сравнительно легко пережить кризис. Да и сегодня руководство “Галактики” продолжает делать упор в большей степени на работе со вторичным рынком, т. е. развивать отношения с уже имеющимися клиентами, а не гнаться за новыми.
Недаром пользовательская аудитория разбита на несколько категорий и наиболее пристальной заботой окружены стратегические корпоративные клиенты (их около 40), вплоть до того, что у десяти заказчиков постоянно присутствуют представители “Галактики”.
Особое внимание, по словам первого вице-президента корпорации Аревшада Вартаняна, уделяется сегодня взаимодействию с руководящим составом предприятий - входя через их дверь, больше шансов добиться понимания и успеха. Наверное, по этой причине последние два года “Галактика” с готовностью “поддается влиянию” Академии народного хозяйства (в лице академика Аганбегяна), Министерства экономики РФ, Торгово-промышленной палаты и других государственных организаций, приобретая вес в элитных кругах.
Если попытаться интегрально оценить качественные изменения, произошедшие за последний год в треугольнике корпорация “Галактика” - система “Галактика” - клиенты “Галактики” , то они сведутся к следующим тезисам.
1. Система “Галактика” в целом стала более критичной для управления на разных предприятиях (Марат Рамкулов, “Мострансгаз”: “Если наблюдается хотя бы получасовой простой "Галактики" - начальник меня уже ищет”). Недаром клиенты чаще, чем раньше, стали предъявлять к ней требования не как к учетной системе, а как к управляющей. Это, в свою очередь, повлекло за собой появление аналитических “примочек” разного уровня на основе различных программных средств (самая простая - на Excel, посложнее - на InSight и самое полнофункциональное и дорогое решение - на OLAP-средствах SAS Institute).
2. Повышение лояльности клиентов к системе и ее разработчикам происходит параллельно с ростом их зависимости от них (о чем свидетельствуют реплики клиентов: “Все мы на игле у "Галактики"”, “Если вы развалитесь, то и нам конец...”). А это значит, что несмотря на многочисленную (но преимущественно конструктивную) критику и ряд претензий к качеству продукта клиенты готовы терпеть и ждать улучшений, осознавая важную роль учетной системы в поддержке финансового и организационного порядка на предприятии.
3. Выросла “Галактика”, выросли и клиенты (Раиса Константинова, главный бухгалтер МГТС: “Если на первой конференции мы смотрели на вас благоговейно, как на носителей сокровенных знаний, то теперь пользователи вас уже догоняют и перегоняют. Поэтому переделки в системе, появляющиеся в новых версиях, должны с нами согласовываться”). Попытки заказчиков выступать на равных с разработчиком свидетельствуют о том, что “окологалактическое” пространство дозрело до нового этапа структуризации - например, создания Ассоциации пользователей “Галактики”. Во всяком случае, достаточно обширное сообщество пользователей системы уже существует и оказывает реальное давление на разработчиков.
4. Заказчики хотят иметь дело с более качественным продуктом (представители МГТС: “Если бы "Галактика" была самолетом, то с версией 5.7 мы точно разбились бы”). Нельзя сказать, что руководство “Галактики” не слышит этих призывов. Напротив, делается все возможное для повышения качества. Выход одного из очередных релизов системы, к примеру, был приостановлен для проведения более тщательного тестирования, а три месяца назад начата подготовка к сертификации системы управления качеством процесса разработки на соответствие международному стандарту ISO 9000.
Среди пользователей “Галактики” есть рекордсмены по числу установленных рабочих мест. К ним следует отнести давнишнего клиента корпорации МГТС (700 рабочих мест), “Мострансгаз” (300 рабочих мест в 11 подразделениях), ТВЭЛ (150 рабочих мест). Это серьезные проекты, хотя и в них еще используется далеко не вся функциональность, имеющаяся сегодня в системе. Тем не менее значимость проектов по ИТ для крупных предприятий, на мой взгляд, подтверждает факт, о котором мне сообщили в кулуарах: один из присутствующих на конференции ИТ-менеджеров за успешный ввод в эксплуатацию системы “Галактика” на своем предприятии в качестве премии получил отдельную квартиру (!). По-моему, неплохо. По крайней мере, есть за что “ломаться”.
Завершая дискуссию за круглым столом, во время которой все желающие могли выразить свои восторги и неудовольствия, опасения и пожелания, Геннадий Гацко, вице-президент корпорации “Галактика” по программному обеспечению, с энтузиазмом воскликнул: “Спасибо всем, кто сегодня нас критиковал! Ведь если ваши замечания иссякнут, я не буду знать, куда рулить”.
“Не стоит обращать внимание на стоны пользователей за те деньги, которые они готовы платить”.
Артем Глекель,
начальник отдела ИТ Соломбайского ЦБК
“Пожелаем удачи "Мострансгазу", чтобы он смог расплатиться с "Галактикой"”.
Марат Рамкулов,
начальник отдела АСУ “Мострансгаза”.
(Окончание в следующем номере)