ЗАКОНЫ

В марте Торгово-промышленная палата РФ (ТПП, www.rbcnet.ru) и Американская торговая палата в России (АТП, American Chamber of Commerce in Russia, www.amcham.ru) при участии заместителя министра по связи и информатизации РФ Александра Волокитина провели в Конгресс-центре ТПП РФ встречу с деловыми кругами и журналистами, посвященную обсуждению 40-страничного доклада АТП “Электронная торговля в России: перспективы роста и развития”.

Пояснения к докладу (он был подготовлен группой, в которую вошли более 20 компаний - членов АТП, работающих в России на протяжении многих лет и представляющих такие отрасли, как бухгалтерские и юридические услуги, финансовый консалтинг, телекоммуникации, информационные технологии, логистика, промышленное производство и т. д.) давал президент АТП Скотт Блэклин.

По его словам, стремительный рост мировой электронной торговли требует скорейшего урегулирования в данной сфере и российским органам законодательной и исполнительной власти следует обратить на это внимание. Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового развития электронной торговли: повсеместный рост эффективности предприятий местной экономики, доступ к экспортному рынку и инвестиционному капиталу, образование рабочих мест для квалифицированной рабочей силы, увеличение налоговых поступлений с электронных платежей и т. д. Тем не менее для того, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, следует устранить барьеры на пути эффективного применения электронной торговли в России, решить многие неясные вопросы и, самое главное, не создавать новых препятствий.

Поэтому АТП и ТПП разработали меры, которые, по их мнению, российские органы власти должны предусмотреть в первую очередь.

- Принять закон об электронно-цифровой подписи без его привязки к какой-либо конкретной технологии. Лицензирование электронных подписей должно быть добровольным и регулируемым самими участниками отрасли с целью стимулирования инноваций. Затем, по мере необходимости, будут приниматься подзаконные акты, обеспечивающие функциональную равнозначность сделок и подписей в электронном виде, с одной стороны, и оформленных на бумаге, с другой. Важно, чтобы общественность и деловое сообщество были уверены в том, что электронные подписи признаются законодательством и российскими органами власти.

- Отменить или смягчить законы, подзаконные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения и регистрации сделок.

- Пересмотреть и уточнить порядок налогообложения осуществляемых через Интернет сделок, не устанавливая при этом новых налогов и не создавая новых неясностей. Все решения опубликовать с тем, чтобы предприниматели четко сознавали свои обязанности и были уверены в надежности электронной торговли. Налогообложение в этой области должно быть аналогично налогообложению сделок, осуществляемых без использования электронных средств, и не должно затруднять торговлю или препятствовать ей. В налоговой системе нельзя использовать дискриминационные нормы в отношении того или иного вида торговли, равно как создавать стимулы, способствующие изменению характера или места осуществления сделок.

- Ослабить неэффективные и нереалистичные нормы и ограничения на использование средств кодировки на потребительском уровне. Эти ограничения только мешают разработчикам программного обеспечения быть конкурентоспособными в России и за рубежом, а также порождают неуверенность у потребителей.

- Не допускать и устранять рыночные барьеры, которые подавляют инвестиции в техническую инфраструктуру и запрещают организациям связи, являющимся монополистами, иметь какое-либо отношение к Интернет-провайдерам. В то же время правила “равноправной игры” дадут возможность провайдерам предоставлять услуги по межсетевой и локальной связи всем организациям, желающим приобрести открытый доступ в Интернет. В итоге увеличится конкуренция, будет упрощен доступ в Сеть, а цены за подсоединение снизятся.

- Избегать введения новых налогов, создания регулирующих органов, лицензий, регистрации или любых других действий, которые подрывают столь необходимую уверенность в целесообразности капиталовложений в Интернет и электронную торговлю.

Обе палаты надеются, что российские органы власти согласятся с данными рекомендациями и предпримут определенные усилия по их реализации в целях развития электронной торговли и дальнейшего роста российской экономики.

Г-н Волокитин отметил, что его ведомство разработало проект Федеральной целевой программы развития электронной торговли в России (вот только неясно, на каком сайте он размещен. - В. М.). Кроме того, комитетами Госдумы подготовлено несколько проектов законов, имеющих отношение к электронной торговле (с этими проектами широкие массы также не могут ознакомиться, ибо они еще не внесены в Думу официально *1. - В. М.).

_____

*1. Как ни странно, самые свежие сведения о том, какие именно законопроекты Дума будет рассматривать в ближайшее время, можно найти не на сайте www.duma.ru (похоже он давольно давно не обновлялся), а на сайте www.garant.ru/index.html, который модифицируется ежедневно.

На встрече в ТПП внимание собравшихся было обращено на то, что электронная торговля не ограничивается сферой бизнеса. Она также существенно меняет методику осуществления государством своих функций. Так, например, во многих странах вот уже на протяжении нескольких лет разрешена подача налоговых деклараций через Интернет. В России же сделать это нельзя хотя бы потому, что каждый из 13 листов декларации о доходах 1999 г. налогоплательщик должен лично подписать черными или синими чернилами (закона об электронной подписи-то нет!). Поэтому отправить декларацию почтой можно, но лишь при условии, что эта почта - традиционная, но ни в коем случае не электронная! В то же время можно принести в налоговую инспекцию должным образом записанную дискету, а текст декларации с нее все равно должен быть выведен на бумагу и подписан. Преимущество здесь лишь в том, что для сотрудников налоговой инспекции исключается процесс сканирования и распознавания декларации!

Было также отмечено, что экономическая деятельность, осуществляемая через Интернет, в основном классифицируется по четырем направлениям:

- бизнес - бизнес (В2В);

- бизнес - потребитель (В2С);

- потребитель - потребитель (С2С);

- потребитель - бизнес (С2В).

Схема В2В означает, что сделки через Интернет осуществляют два предприятия (направляют предложения о заключении сделок, получают котировки от своих поставщиков, заключают контракты, получают и оплачивают счета). По мнению авторов доклада АТП, данное направление, возможно, является самой перспективной сферой электронной торговли в нашей стране, поскольку позволит российским производителям более активно войти в мировой рынок.

Взаимодействие В2С имеет место в том случае, когда предприятие продает свои товары или услуги потребителям напрямую. Примером предприятия, работающего по форме В2С, может служить Amazon.com, американская фирма по розничной торговле книгами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру.

Электронная торговля типа С2С - это торговые сделки между потребителями, осуществляемые с помощью третьего лица - провайдера. Таким ведущим провайдером в США является eBy.com, который революционизировал концепцию С2С, реализовав ее в виде аукциона в Сети.

Форма С2В имеет место, когда потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями; и это наименьший по объему и самый неразвитый сектор электронной торговли. Яркий пример С2В - американская компания Priceline.com: действуя в качестве брокера, она находит поставщика, желающего продать товар по той цене, которую назвал покупатель.

Как видим, форм электронного бизнеса много и технических преград в их реализации практически нет, а вот правовые нормы проработаны весьма слабо. С полным текстом доклада АТП (в настоящее время проводится его доработка по результатам встречи) можно ознакомиться либо в подлиннике (на сайте АТП), либо в переводе на русский (на сайте ТПП).

ТПП: (095) 929-0009.